Октябрина и джинн

Выставка, посвященная Году кино, открылась в архивном комитете на Таврической ул., 39. Шесть городских архивов и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения приложили свои усилия к тому, чтобы представить публике любопытные страницы истории кинематографа – начиная от первых кинопоказов и заканчивая съемками культовых фильмов на рубеже 1980-х и 1990-х годов.

Октябрина и джинн | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

– Архивные документы говорят сами за себя. Порой возникает эффект дежавю: такое впечатление, что мы все время движемся по замкнутому кругу. Меняются только декорации, – считает куратор выставки Анастасия Конохова.

Вот, например, указания дореволюционных цензоров относительно того, что не разрешено показывать на экране. В сфере религиозной – священные предметы и церковную утварь. Иконы, крест или распятие в углу комнаты или на стене изображать можно, «если окружающая обстановка не является оскорбительной для священных предметов». «Богослужение всех христианских вероисповеданий инсценировать нельзя», – указывает цензор. Запрещено инсценировать религиозные обряды и таинства.

Не менее жесткие предписания – в сфере политики. Нельзя изображать «политические процессии и сборища», политические убийства или покушения на них – кроме отдаленных по времени событий. «Забастовки и все, что к ним относится, не может быть инсценировано». Курьезными могут показаться запреты в «области профанации»: труп, гроб и всякие действия над ним изображать нельзя. Воспрещался показ психических больных, кроме литературных образов...

Невозможно без улыбки читать сценарий снятого в 1924 году фильма «Похождения Октябрины». Так, по мысли автора, звали лучшего управдома в Ленинграде. По ходу картины она выселяет из своего дома нэпмана, живущего под видом безработного. Тот убегает на крышу, откупоривает бутылку пива, а из нее, как джинн, неожиданно выскакивает... Пуанкаре, «забравшийся в нее с целью пробраться в Россию и отомстить большевикам». Эффектен и финал картины: «Враги исчезают, проваливаются сквозь землю. Октябрина торжествует».

Особая страница выставки – документы времен блокады. Докладная записка директора киностудии «Ленфильм» секретарю горкома ВКП(б) Шумилову, датированная 15 октября 1941 года. Речь – о предстоящих съемках художественного фильма «Героическая оборона Ленинграда». Задумаемся: враг стоял под самыми стенами города, а в городе собирались снимать кино о стойкости и победе.

В центре картины – история романтической любви. Главный герой – конструктор новой модели танка, которую осваивает Кировский завод. Героиня – работник Ижорского завода по производству брони для нового танка. «Для личных чувств у них нет ни времени, ни места – они дни и ночи проводят на заводе», – читаем в сценарии. Конструктор уходит на фронт, а его боевая подруга продолжает его дело... Фильм так и не был снят, остался только сценарий.

И, наконец, любопытны материалы более близких к нам времен, раскрывающие «творческую кухню» появления любимых всеми фильмов. К примеру, «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в котором многие уголки тогдашнего Ленинграда весьма удачно изобразили туманный Альбион. Или «Собачьего сердца». Крик души – записка режиссера Владимира Бортко: не удается собрать съемочную группу, сроки озвучивания срываются! А ведь в итоге получился настоящий шедевр!..


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5706) от 23.05.2016.


Комментарии