Октябрина и джинн
Выставка, посвященная Году кино, открылась в архивном комитете на Таврической ул., 39. Шесть городских архивов и Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения приложили свои усилия к тому, чтобы представить публике любопытные страницы истории кинематографа – начиная от первых кинопоказов и заканчивая съемками культовых фильмов на рубеже 1980-х и 1990-х годов.

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
– Архивные документы говорят сами за себя. Порой возникает эффект дежавю: такое впечатление, что мы все время движемся по замкнутому кругу. Меняются только декорации, – считает куратор выставки Анастасия Конохова.
Вот, например, указания дореволюционных цензоров относительно того, что не разрешено показывать на экране. В сфере религиозной – священные предметы и церковную утварь. Иконы, крест или распятие в углу комнаты или на стене изображать можно, «если окружающая обстановка не является оскорбительной для священных предметов». «Богослужение всех христианских вероисповеданий инсценировать нельзя», – указывает цензор. Запрещено инсценировать религиозные обряды и таинства.
Не менее жесткие предписания – в сфере политики. Нельзя изображать «политические процессии и сборища», политические убийства или покушения на них – кроме отдаленных по времени событий. «Забастовки и все, что к ним относится, не может быть инсценировано». Курьезными могут показаться запреты в «области профанации»: труп, гроб и всякие действия над ним изображать нельзя. Воспрещался показ психических больных, кроме литературных образов...
Невозможно без улыбки читать сценарий снятого в 1924 году фильма «Похождения Октябрины». Так, по мысли автора, звали лучшего управдома в Ленинграде. По ходу картины она выселяет из своего дома нэпмана, живущего под видом безработного. Тот убегает на крышу, откупоривает бутылку пива, а из нее, как джинн, неожиданно выскакивает... Пуанкаре, «забравшийся в нее с целью пробраться в Россию и отомстить большевикам». Эффектен и финал картины: «Враги исчезают, проваливаются сквозь землю. Октябрина торжествует».
Особая страница выставки – документы времен блокады. Докладная записка директора киностудии «Ленфильм» секретарю горкома ВКП(б) Шумилову, датированная 15 октября 1941 года. Речь – о предстоящих съемках художественного фильма «Героическая оборона Ленинграда». Задумаемся: враг стоял под самыми стенами города, а в городе собирались снимать кино о стойкости и победе.
В центре картины – история романтической любви. Главный герой – конструктор новой модели танка, которую осваивает Кировский завод. Героиня – работник Ижорского завода по производству брони для нового танка. «Для личных чувств у них нет ни времени, ни места – они дни и ночи проводят на заводе», – читаем в сценарии. Конструктор уходит на фронт, а его боевая подруга продолжает его дело... Фильм так и не был снят, остался только сценарий.
И, наконец, любопытны материалы более близких к нам времен, раскрывающие «творческую кухню» появления любимых всеми фильмов. К примеру, «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», в котором многие уголки тогдашнего Ленинграда весьма удачно изобразили туманный Альбион. Или «Собачьего сердца». Крик души – записка режиссера Владимира Бортко: не удается собрать съемочную группу, сроки озвучивания срываются! А ведь в итоге получился настоящий шедевр!..
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (5706) от 23.05.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии