В Эрмитаже «открыли окно» в золотой век голландской живописи
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Эрмитаж хранит лучшее за пределами Нидерландов собрание голландской живописи. Тем не менее Лейденскую коллекцию Михаил Пиотровский называет чудом. Она и в самом деле особый случай в новейшей истории коллекционирования.
За последние пятнадцать лет, когда, казалось, рынок старых мастеров себя исчерпал, американская чета Томас и Дафна Каплан с нуля сумела собрать почти две с половиной сотни работ художников золотого века голландской живописи. Основа коллекции, названной в честь города Лейден, в котором родился Рембрандт, — картины великого мастера и художников его круга.
Долгое время супруги Каплан анонимно «одалживали» картины музеям для временных выставок и постоянных экспозиций. В прошлом году в Лувре коллекция впервые была представлена миру, откуда затем отправилась в Пекин и Шанхай. В этом году ее принимал ГМИИ им. Пушкина, теперь почти до середины января она будет гостить в Эрмитаже.
Американский миллиардер, предприниматель, международный инвестор и коллекционер Томас Каплан приехал в наш город на открытие выставки, был общителен, доброжелателен, подробно отвечал на вопросы журналистов.
Он говорил, что Эрмитаж, возможно, лучшее место, где принимают его коллекцию, называл Амстердам и Петербург «Меккой и Мединой» голландского искусства. Рассказывал, что картины великих голландцев не живут в его доме. Для семьи особое удовольствие, выкупая, освобождать их из частного владения.
Не обошлось без закономерного вопроса: не отразилась ли скорость создания коллекции на подлинности входящих в нее произведений? Коллекционер убежден, что старых мастеров подделывают редко. Строгое сообщество дилеров, кураторов, собирателей способно безошибочно определить авторов.
Он также убежден, что искусство способно объединять людей, картины Рембрандта служат оружием, когда в мире сжигают мосты и возводят стены. Каплан нередко произносит слово «мост». О своей миссии говорит так: «Мы, американские евреи, привезли в Россию выставку, совершившую турне из Франции в Китай, которая затем отправится на Ближний Восток в Абу-Даби».
Турне начиналось в Лувре с шестидесяти работ из Лейденской коллекции. В слабо освещенном Николаевском зале Зимнего дворца их восемьдесят две. Поражает разнообразие имен авторов и не в последнюю очередь безупречное состояние сохранности картин. Много портретов, жанровые композиции, сюжеты религиозные и нравоучительные...
В состав выставки вошло двенадцать картин Рембрандта, произведения его учеников (Геррита Дау, Фердинанда Бола, Говерта Флинка), работы Франка Халса, Иоханнеса Вермеера, других художников. Перед публикой предстали и два рисунка — «Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и «Голова медведя» Леонардо да Винчи.
Разумеется, особое место в зале занимает жемчужина коллекции — «Минерва» Рембрандта. Ранний лейденский период художника демонстрируют три картины серии аллегорий чувств. В их числе недавняя находка — «Пациент, упавший в обморок». Картина продавалась без указания имени автора. После покупки выяснилось, что это самая ранняя из работ, подписанных художником.
«Девушка за верджинелом» Яна Вермеера Делфтского — единственная на выставке и в частном собрании картина художника из тридцати шести, дошедших до наших дней. В российских музеях их нет.
Полотно «Явление ангела Агари» написал самый одаренный ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Он оставил миру всего шестнадцать произведений, погиб молодым при взрыве порохового склада в Делфте, уничтожившем и его мастерскую.
Особого внимания заслуживают картины лейденской школы тонкой живописи. Это небольшие, написанные на дереве и меди живописные произведения, во все времена вызывавшие интерес коллекционеров.
Выставка в Николаевском зале отличается от тех, что были показаны в Париже, Пекине и Шанхае, не только числом произведений. Куратор, хранитель голландской живописи Эрмитажа Ирина Соколова дополнила ее шедеврами из своего собрания. Их восемь, они вступают в диалог с произведениями из Лейденской коллекции. Некоторые представляют варианты одного сюжета, другие образуют пары.
Квест для посетителей — увидеть сопоставления. Подсказка: эрмитажные картины в золоченых рамах, «гости» — в черных деревянных в голландской традиции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6266) от 11.09.2018 под заголовком «Окно в золотой век».
Комментарии