Окна в небо. В РНБ открыта выставка «Воздушные ворота Петербурга»
История в дереве, камне, стекле и металле… На такие четыре этапа создатели экспозиции, появившейся в Российской национальной библиотеке на Московском проспекте, разделили историю аэропорта «Пулково». Совсем скоро он будет праздновать свое девяностолетие, ведь днем его рождения считается 24 июня 1932 года.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Именно тогда был сдан в эксплуатацию аэродром, который неофициально (а также в переговорах диспетчеров) именовался «Шоссейная» — по названию располагавшейся рядом железнодорожной платформы. Газета «Известия» сообщала: «24 июня на посадочную площадку ленинградского аэропорта спустились первые два самолета с пассажирами и почтой из Москвы».
Почему «история в дереве»? Потому что первый аэровокзал, возведенный в 1933 году, был деревянным. Что же касается «истории в камне», то здесь история оказалась запутанной и даже трагической.
Сотрудники Объединенного музея гражданской авиации в Петербурге, участвовавшие в подготовке выставки, отмечают, что им удалось вернуть справедливость, определив авторство здания аэровокзала, ставшего впоследствии терминалом «Пулково-2» (ныне его занимает центр деловой авиации). Прежде считалось, что оно было построено в 1951 году по проекту группы архитекторов, в числе которых были известные ленинградские зодчие Александр Гегелло и Николай Лансере. На самом деле это не совсем так.
На конкурс проектов аэровокзала, итоги которого подводили в феврале 1936 года, поступило 33 проекта. Однако 1 марта в газете «Ленинградская правда» была опубликована статья «Какофония в архитектуре», в которой все представленные проекты были подвергнуты критике. Тем самым дорога для них была закрыта.
Тогда Северное управление Гражданского воздушного флота обратилось к не участвовавшему в конкурсе проекту своих штатных архитекторов — Генриха Майзеля и Евсея Виттенберга. Как отмечают сотрудники музея, тщательный анализ источников позволяет сделать вывод о том, что до начала Великой Отечественной войны строительство здания аэровокзала было завершено, однако его не успели ввести в эксплуатацию. Да и его создателя уже не было в живых: в декабре 1937 года Майзеля арестовали, в начале 1938 года расстреляли как «врага народа».
Во время войны сооружение сильно пострадало, поскольку находилось вблизи переднего края обороны, и после войны потребовалось его восстановить. Вот этим уже и занялась группа архитекторов, в числе которых были Гегелло и Лансере. Именно они и стали в дальнейшем фигурировать как авторы проекта…
«История в стекле» — это, разумеется, знаменитое здание аэровокзала «Пулково» со световыми фонарями-стаканами, созданное в мастерской № 13 института «Ленпроект». Одним из его авторов был архитектор Жан Вержбицкий. Как отмечают историки архитектуры, коньком Вержбицкого было создание светопространственной среды. Он был уверен, что именно благодаря световым пространствам огромные здания становятся уютными. Стеклянные «стаканы» аэровокзала «Пулково», который архитектор считал своим главным произведением, стали как будто бы окнами в небо.
Среди реликвий, представленных на выставке, — фотоальбом с видами интерьеров аэровокзала, вступившего в строй после войны. Несколько лет назад при проведении реставрации эти снимки помогли частично вернуть исторический облик некоторым помещениям. Еще один экспонат — символический ключ, подарок коллективу Ленинградского объединенного авиаотряда от строителей аэровокзала «Пулково», преподнесенный в день его открытия в апреле 1973 года
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7176) от 26.05.2022 под заголовком «Окна в небо».
Комментарии