Охота на зло

Раздавая награды, Берлинский кинофестиваль остался верен себе. «Золотого медведя» за лучший фильм традиционно получила работа, в которой острое ощущение проблем социума соединяется с метафизикой и поэтичностью формы. На этот раз это картина «О теле и душе» Ильдико Эньеди.

Охота на зло | Ильдико Эньеди, получившая «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.<br>ФОТО Imago stock&people/Xinhua

Ильдико Эньеди, получившая «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
ФОТО Imago stock&people/Xinhua

Режиссер из Венгрии хорошо известна кинолюбителям и фестивальным аналитикам - почти два десятилетия назад ее драма «Мой двадцатый век» (в которой снимался Олег Янковский) получила на Каннском фестивале «Золотую камеру» за дебют. Но восемнадцать лет режиссер не представляла полнометражных картин на фестивалях, Берлинале буквально заново открыл ее имя. Мистическая мелодрама о том, как двое работников скотобойни - немолодой холостяк с видами на пенсию и девушка, только что устроившаяся на работу, - видят одинаковые сны. В туманных грезах они становятся парой оленей, блуждающих по заснеженному лесу. Меланхолия мечты и натурализм расчленения туш - традиционные контрасты становятся в фильме опорой для душераздирающей гонки за чудом, которое одно лишь способно преобразить обыденность.

«Серебряного медведя» - приз жюри - получила картина «Фелисите» Алана Гомеса. То, что драма о певице и матери-одиночке в Киншасе станет призером, было ясно из аннотации еще до просмотра. Это сюжетный пасьянс, обреченный на то, чтобы сложиться. Но на экране схема, сложенная из фестивальных клише, наполнилась визуальной плотью. История оказалась пронзительной, ее отчаянная музыкальность произросла из шумов улицы и партитуры барной стойки. И сумасшедшая битва матери за жизнь сына стала простой и внятной метафорой выживания доверчивых душ в алчном и циничном мире. Визионеров фильм удивил ночными съемками, которые превратили улицы конголезской столицы в «бархатные кулисы страшной театральной сцены», как написала берлинская газета.

Еще одного «Серебряного медведя» - за открытие новых кинематографических перспектив - получила Агнешка Холланд и ее фильм «Следы зверя». Пожалуй, это самое спорное решение из предложенных жюри, которое возглавлял Пол Верховен. О перспективах в контексте этого провинциального детектива с элементами сатиры и мистики говорить довольно сложно. Впрочем, возможно, голливудский снобизм Верховена отступил перед тем, как режиссер ловко видоизменила формат детектива, - в Голливуде всегда ценилось умение перекроить жанр. И в результате высоко был оценен вкрадчивый напор главной героини фильма - эдакой польской миссис Марпл, которая разворачивает в маленькой деревушке тайную войну с местными любителями охоты.

И самая ожидаемая награда - «Медведь» за лучшую режиссуру Аки Каурисмяки. В берлинском конкурсе этого года уж точно не было равных финскому кинематографисту - его фильм «Другая сторона надежды» считали очевидным фаворитом. Каурисмяки, человек тучный, печальный и немногословный, - один из немногих современных классиков, чье искусство продолжает быть оригинальным и трогает сердца не только синефилов, но и «просто людей». Раз за разом он снимает сказки о добрых людях в злом мире - и делает это виртуозно. «Другая сторона надежды» - фильм прежде всего нежный по отношению к людям. А это очень дорого стоит. Беженцы с непреклонной волей к победе и местные жители, обитатели Хельсинки, готовые потратить свои сбережения на то, чтобы выправить беженцам поддельные документы (поскольку вера в официальный путь решения проблем тает на глазах), - вот диапазон распределения сил. Впрочем, есть и фашиствующие финские граждане, которым дают отпор соотечественники: постаревшие рокеры и иже с ними. Так, несколькими простыми на вид мазками рисует режиссер картину мира, в который предлагает поверить. Хоть ненадолго. Пока идет кино.

Большим вниманием публики пользовались в Берлине «Заложники» Резо Гигинеишвили - фильм совместного российско-грузинско-польского производства, основанный на реальных событиях: захват самолета в аэропорту Тбилиси в 1983 году с целью побега из СССР. В картине реконструируются эмоциональные и психологические хитросплетения отношений участников захвата самолета. И противоречивые мотивы их действий. Драма, которая привела к гибели людей, к уничтожению судеб тех, кто выжил, легла в основу трагического сюжета фильма, авторы которого пытаются осмыслить историю, общую для бывшего пространства Советского Союза.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 031 (5893) от 20.02.2017.


Комментарии