Огороды - художникам
В Музее Академии художеств открылась выставка «Академия трех знатнейших искусств», посвященная ее 260-летию.

Неизвестный автор. Проект оформления конференц-зала Академии художеств. ФОТО предоставлено НИМ РАХ
Как сообщила «СПб ведомостям» Екатерина Савинова, куратор проекта, к этой дате вместо привычных картин музей решил представить историю знаменитого здания на Университетской набережной, 17, с помощью архитектурной графики и фотографий, которые редко покидают фонды.
Здание было построено к 1788 году по проекту архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота как учебное заведение, музей и библиотека. Как шутят старожилы, в здании все время идет стройка. Интерьеры переделывались в XIX - начале ХХ века, а чердак реконструировали менее 20 лет назад.
Прежде чем посетитель погрузится в рассматривание 60 чертежей и эскизов интерьеров, он увидит три знаковых предмета. Это манускрипт «Привилегия и Устав Академии трех знатнейших искусств», над которым трудились два десятка художников и каллиграфов. В 1917 году Временное правительство вывезло документ с автографом Екатерины II в московскую Оружейную палату. Манускрипт вернулся обратно только в 1991 году.
Второй предмет - проектная модель здания в масштабе 1:38, созданная в 1766 году 35 резчиками по дереву и столярами. В ней показаны интерьеры парадных залов, которые не были созданы. Наконец, это модель скульптуры «Минерва» Александра фон Бока. Гипсовая отливка украшала купол здания с 1882-го по 1900 год, пока не погибла от пожара.
Графическая часть выставки начинается с проекта здания Академии художеств, созданного архитектором, теоретиком классицизма и педагогом Жаком Франсуа Блонделем для Москвы. Он не был реализован. Якоб Штелин, художник и мемуарист, объяснял причину желанием приглашенных французских профессоров жить только в новой русской столице.
Интересен эскиз проекта «Зала для античной галереи» Константина Тона. Сейчас это Рафаэлевский зал, где находится выставка. Кесонированный потолок с лепниной выглядит так, как у Тона.
В 1866 году Давид Гримм создал проект Музея христианских древностей, это учреждение просуществовало до 1917 года. Одно из немногих изображений академической церкви создал живописец Владимир Плотников.
Рядом с основным зданием академии находятся мозаичные мастерские. Два эскиза показывают проект Федора Эппингера и предложение по расширению окон Василия Кенеля, уважительное по отношению к авторскому замыслу. К началу ХХ века относятся эскизы эклектичных интерьеров зала совета и приемной Леонтия Бенуа. Сейчас там расположен ректорат Академии художеств.
Представители «знатнейших искусств», как все люди, нуждались в пропитании. Кенель создал проект ледника «с беседкою наверху» в саду Академии художеств, а на чертеже Василия Свиньина «Генеральный план участка на реке Смоленке, принадлежащего Академии художеств» уточнено: «Огородное место. Всего 21 тысяча квадратных саженей». В метрической системе это составляет около 10 гектаров.
Материалы рубрики
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
В Мурманске открылась выставка «Непарадный Ленинград»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии