Огороды - художникам
В Музее Академии художеств открылась выставка «Академия трех знатнейших искусств», посвященная ее 260-летию.
Неизвестный автор. Проект оформления конференц-зала Академии художеств. ФОТО предоставлено НИМ РАХ
Как сообщила «СПб ведомостям» Екатерина Савинова, куратор проекта, к этой дате вместо привычных картин музей решил представить историю знаменитого здания на Университетской набережной, 17, с помощью архитектурной графики и фотографий, которые редко покидают фонды.
Здание было построено к 1788 году по проекту архитектора Жана Батиста Валлен-Деламота как учебное заведение, музей и библиотека. Как шутят старожилы, в здании все время идет стройка. Интерьеры переделывались в XIX - начале ХХ века, а чердак реконструировали менее 20 лет назад.
Прежде чем посетитель погрузится в рассматривание 60 чертежей и эскизов интерьеров, он увидит три знаковых предмета. Это манускрипт «Привилегия и Устав Академии трех знатнейших искусств», над которым трудились два десятка художников и каллиграфов. В 1917 году Временное правительство вывезло документ с автографом Екатерины II в московскую Оружейную палату. Манускрипт вернулся обратно только в 1991 году.
Второй предмет - проектная модель здания в масштабе 1:38, созданная в 1766 году 35 резчиками по дереву и столярами. В ней показаны интерьеры парадных залов, которые не были созданы. Наконец, это модель скульптуры «Минерва» Александра фон Бока. Гипсовая отливка украшала купол здания с 1882-го по 1900 год, пока не погибла от пожара.
Графическая часть выставки начинается с проекта здания Академии художеств, созданного архитектором, теоретиком классицизма и педагогом Жаком Франсуа Блонделем для Москвы. Он не был реализован. Якоб Штелин, художник и мемуарист, объяснял причину желанием приглашенных французских профессоров жить только в новой русской столице.
Интересен эскиз проекта «Зала для античной галереи» Константина Тона. Сейчас это Рафаэлевский зал, где находится выставка. Кесонированный потолок с лепниной выглядит так, как у Тона.
В 1866 году Давид Гримм создал проект Музея христианских древностей, это учреждение просуществовало до 1917 года. Одно из немногих изображений академической церкви создал живописец Владимир Плотников.
Рядом с основным зданием академии находятся мозаичные мастерские. Два эскиза показывают проект Федора Эппингера и предложение по расширению окон Василия Кенеля, уважительное по отношению к авторскому замыслу. К началу ХХ века относятся эскизы эклектичных интерьеров зала совета и приемной Леонтия Бенуа. Сейчас там расположен ректорат Академии художеств.
Представители «знатнейших искусств», как все люди, нуждались в пропитании. Кенель создал проект ледника «с беседкою наверху» в саду Академии художеств, а на чертеже Василия Свиньина «Генеральный план участка на реке Смоленке, принадлежащего Академии художеств» уточнено: «Огородное место. Всего 21 тысяча квадратных саженей». В метрической системе это составляет около 10 гектаров.
Комментарии