Офицер Виндзор

На экраны вышел фильм Джулиана Джаррольда «Лондонские каникулы» – забавная романтическая ретрокомедия, авторы которой занимаются «фальсификацией истории» из самых лучших побуждений.

Офицер Виндзор |  Двух юных принцесс отпустили потанцевать с народом. Тут и началось...

Двух юных принцесс отпустили потанцевать с народом. Тут и началось...

8 мая 1945 года Лондон празднует День Победы. На улицах толпы счастливых людей, кто-то уже купается в фонтане на Трафальгарской площади, пабы переполнены, все ждут кульминации: в полночь об окончании войны будет объявлено официально, и король Англии Георг VI произнесет торжественную речь. Это главная ночь века. Ее никак не могут пропустить две принцессы – Елизавета, будущая королева (Сара Гадон), и Маргарет (Бел Паули). Юным леди нет еще и двадцати, и они хотят танцевать до самого утра или, согласно их уверениям, «разделить празднество со своим народом», что в конечном итоге одно и то же.

Ее Величество (бесподобная Эмили Уотсон) в шоке, Его Величество (неизменно импозантный Руперт Эверетт) в смятении. Однако в силу исключительности события девушек решено отпустить, поручив их сопровождать двум бравым офицерам. Ровно в полночь неприятности случаются только с золушками – автомобиль принцесс в тыкву не превратится, им разрешено вернуться во дворец в час ночи. В отеле «Ритц» не на шутку развеселившаяся Маргарет избавляется от охраны и вырывается на свободу, а наследнице престола в поисках сестры ничего не остается, кроме как прыгнуть в первый же проходящий автобус. Ночь, Лондон, джаз – и вокруг тот самый народ, сблизиться с которым так мечтали девицы Виндзор.

Сюжетная схема не нова, зато беспроигрышна: нелепых и комических ситуаций на пути принцесс, впервые самостоятельно покинувших королевское гнездо, случается предостаточно. Не забыть снять бриллиантовую диадему перед тем, как выйти инкогнито, – это только начало. Отечественные прокатчики, изменившие оригинальное название фильма, подчеркнули связь с классическими «Римскими каникулами» Уильяма Уайлера. Тогда, в 1953-м, многое решала долгожданная послевоенная свобода и радость жизни, а божественная Одри Хепберн и по обыкновению безупречный Грегори Пек давали образчик такой возвышенной романтической влюбленности, для которой даже ликующий новый мир был недостаточно хорош.

«Лондонские каникулы» прозаичнее. Тем более что фильм этот вписывается и в иной контекст, а именно – во внушительный ряд «фильмов об английской королевской семье». В оскароносном «Король говорит» Георг V наставлял сына: «В прежние времена королю достаточно было лишь представительно выглядеть и не падать с лошади. Теперь мы проникаем к людям в дома и входим к ним в доверие. Мы превратились в актеров». ХХ век и его медиа изменили все, включая британскую монархию. Георг V был первым королем, выступавшим на радио, Георг VI должен был преодолеть заикание, чтобы оказаться на высоте прямых эфиров ВВС, а коронацию Елизаветы II уже транслировало телевидение. Но и это еще не предел публичности монархии.

«Мы не семья, мы – фирма, – иронизировали все в том же «Король говорит». – И в этой фирме кое-кто в любой момент может потерять работу». Восседать на английском престоле – особая «работа». Одна из ее составляющих – заботы о популярности монархии в народе и, как следствие, свободная эксплуатация образов членов королевской семьи на экране: разнообразные скетчи и шоу (включая бурлескное избиение «пожилой леди, похожей на королеву» в комедии с мистером Бином) десятилетиями шли непрерывным потоком. Прыжок с парашютом и появление Ее Величества в качестве «девушки Бонда» на открытии Олимпийских игр в Лондоне, пожалуй, может считаться кульминацией. Но Елизавета II на троне уже более 60 лет и, похоже, в сложном устройстве британского патриотизма ирония по отношению к монархии все чаще уступает сентиментальности. Принцесса Елизавета в «Лондонских каникулах» – героиня, к которой авторы фильма испытывают нескрываемую симпатию.

Джулиан Джаррольд, время от времени снимающий что-нибудь «чисто английское», будь то «Большие надежды», «Джейн Остин» или «Девушка» (про Хичкока и актрису Типпи Хедрен), не путает комедийное легкомыслие со слащавостью. «Волшебным помощником» принцессы в его новом фильме оказывается молодой военный летчик, находящийся в самоволке по причине чрезмерной строгости начальства. Этот Джек (Джек Рейнор), будучи типичным представителем «городского пролетариата», недолюбливает представителей высшего общества, не терпит снобов, позволяет себе нелицеприятно высказываться о Его Величестве и даже – о, ужас! – невнимательно слушает королевскую речь. В общем, с будущим лейбористом будущей королеве поневоле приходится договариваться в первую же ночь нового послевоенного мира. Этот легкий намек на политический конфликт – такая же «домашняя шутка», понятная англичанам, как и развеселое поведение дорвавшейся до сомнительных удовольствий принцессы Маргарет (как известно, ныне покойная сестра королевы в самом деле отличалась в молодости бунтарским характером).

Забавно, что главным монархистом в «Лондонских каникулах» оказывается владелец публичного дома в Сохо. Если подвыпившим солдатам и ликующим горожанам мало дела до двух юных недотрог, будь они хоть трижды принцессами, то подпольный король «черного» рынка, солидный джентльмен в дорогом костюме, наоборот, простодушно приходит в восторг и с воодушевлением принимается оказывать принцессе королевские почести, доступные в его заведении. Сцена парадоксального единства высшей аристократии и преступного мира, достойная «Оперы нищих» (знакомой нам в «трехгрошовом» варианте), сыграна Роджером Алламом безупречно.

Эпизод, в котором принцесса Маргарет сопровождает делегацию отборных девиц из Сохо на бал в элитные казармы, конечно же, относится к «альтернативной истории» Англии. Зато авантюрный финал «Лондонских каникул» имеет под собой кое-какие основания. Принцесса Елизавета во время войны действительно прошла подготовку как механик-водитель санитарного автомобиля, получила звание лейтенанта и звалась «офицер Виндзор». Поэтому авторы фильма лишь слегка подтолкнули ход истории, поручив героине спасти своего друга-летчика от неминуемого ареста, самолично доставив его вовремя на машине в часть. В конце концов, что можно подарить английской королеве? Только ночь свободы, немного джаза и возможность реально позаботиться о своих подданных.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5486) от 25.06.2015.


Комментарии