Один против всех: новую версию «Гамлета» представили в театре «Пушкинская школа»

На театральной афише города появился еще один «Гамлет». Собственным вариантом пьесы Шекспира у нас норовит обзавестись каждый уважающий себя коллектив, их у нас наберется уже добрый десяток - от МДТ и Александринского театра до Мастерской Григория Козлова. В театре «Пушкинская школа» премьерный «Гамлет» - второй по счету: в репертуаре уже есть многофигурный спектакль большого стиля, теперь его дополняет моноспектакль.

Один против всех: новую версию «Гамлета» представили в театре «Пушкинская школа» | Гамлет - Сергей Хайменов - восстанавливает связь театральных времен, рефлексируя не меньше, чем его учитель Владимир Рецептер. ФОТО Владимира ПОСТНОВА

Гамлет - Сергей Хайменов - восстанавливает связь театральных времен, рефлексируя не меньше, чем его учитель Владимир Рецептер. ФОТО Владимира ПОСТНОВА

Что за страсть такая - ставить одни и те же пьесы?! Конечно, иные постановщики даже не догадываются о том, что происходит в соседнем театре. Кто-то из-за лени, кто-то из высокомерия, кто-то просто по невежеству.

Прежде выбор трагедии Шекспира диктовался или грандиозным замыслом, или наличием в труппе артиста, которому на роду было написано сыграть принца датского. Сейчас выяснилось, что эти критерии не работают. Во-первых, не все считают, что роль Гамлета главная, во-вторых, не все уверены, что это роль мужская. В итоге пьеса стала некой болванкой, которую можно нарядить по своему разумению. Или раздеть. Или вообще вывернуть наизнанку, превратить в политический памфлет или в буффонаду. Такова судьба классики в наше время - время разгула «постдраматического» театра.

Трагедия написана в 1600 году, но, как видно, мало кто удосужился внимательно ее прочитать. Даже расхожая сцена с флейтой, когда герой говорит, что «играть на мне нельзя», - забыта. Театр словно попал в грубые руки Розенкранца и Гильденстерна, которые наперебой врут и дурачат публику.

И все-таки отвадить читателей и зрителей от подлинника им не удается: фигура принца датского столь притягательна, что, не получив вразумительного ответа на свои вопросы и сомнения в одном месте, люди устремляются дальше в надежде увидеть настоящего Гамлета где-то еще.

Появление еще одного Гамлета в «Пушкинской школе» не выглядит желанием быть как все. Напротив, скорее как вызов. Этот Гамлет - один против всех. Почти как постановщик спектакля Владимир Рецептер, который заложил эту традицию в нашем городе много лет назад, выйдя один на один с публикой в своем моноспектакле. На сей раз свои размышления о Гамлете он постарался вложить в ученика, двадцатитрехлетнего Сергея Хайменова. Ни в чем не повторяя мастера, молодой артист отозвался именно на мысли, которые будоражат воображение, на вечные темы, сформулированные в пьесе.

То, что он, не переставая быть Гамлетом, влезает в шкуру всех прочих персонажей, позволяет ему (и нам, сидящим в маленьком зале особняка Кочневой) лучше понять и друзей, и врагов, а, следовательно, и самого принца. Он вне времени, что подчеркивают черный свитер и белая рубашка - униформа всех мировых Гамлетов.

Но он и герой нашего века, так как откликается на боль и предательство, страхи и сомнения, как человек, живущий здесь и сейчас. Кажется, будто он все события проживает с чистого листа, впервые получая удары судьбы и остро реагируя оттого, что впервые. Слезы у него неподдельные, мелькнувшая в глазах надежда исправить вывихнутый сустав времени - натуральная. И разочарование человека отчаявшегося, отбросившего в сторону книжку и взявшего в руки рапиру, - столь же сиюминутное, выстраданное, но нежеланное.

Гамлет Сергея Хайменова убеждает не только свежестью восприятия мира, не только молодостью. Были на российской сцене и его сверстники - Эдуард Марцевич и Михаил Козаков, которые в середине 1950-х поразили театральную Москву юностью и красотой.

Питерский Гамлет - герой думающий. Он увлекает пульсацией мысли. Что сегодня - против течения.

Художественный руководитель Пушкинского театрального центра и сам всегда отличался нонконформизмом, еще со времен БДТ слыл театральным отщепенцем. Ученики Владимира Рецептера того же замеса. Они рвутся к самостоятельности, не хотят копировать даже самых знаменитых и успешных. Живут в атмосфере классики, но чувствуют ее по-своему. На этом пути Пушкин им - товарищ, а Шекспир - наставник.

Читайте также разбор фильма «Нуреев. Белый ворон».

#Пушкинская школа #театр #Шекспир #Гамлет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6443) от 22.05.2019 под заголовком «Гамлет против течения».


Комментарии