Один кабан и десять такелажников

Сегодня в Инженерном замке Русского музея открывается выставка «Скульптура в камне XX – XXI веков». Выставка весомая во всех смыслах. Впервые музей отдельно показывает произведения, вырубленные и выточенные из камня, всего около ста работ 60 российских скульпторов.

Один кабан и десять такелажников | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказала нашей газете Елена Василевская, заведующая сектором современной скульптуры ГРМ, выставка преследует несколько целей. Первая – представить разнообразную музейную коллекцию, которая отражает поиски языка скульптуры в минувшем веке. В них заметны влияния архаичных каменных идолов – «Песня степей» Вячеслава Клыкова, древнеегипетской пластики – «Монгольская девочка» Олега Комова, античных памятников – «Женский торс» Веры Мухиной и «Торс Афродиты» Наума Аронсона, русского классицизма – «Натурщица» Виктора Эллонена и «Утро» Василия Стамова, абстрактной и минималистской живописи начала ХХ века – «Реквием» Леонида Эйдлина и «Портрет» Андрея Красулина.

Другая задача выставки была обозначена одним из ее авторов Мариной Стекольниковой. «Скульптура – застывшая поэзия» по аналогии с афоризмом Шеллинга: «Архитектура – застывшая музыка». Мрамор ближе скульпторам, которые работают с мифологическими сюжетами. Этот раздел выставки получился самым удачным и разнообразным – мощный «Геракл» Роберта Лотоша и трагический «Авель» Сергея Фалькина, нежные отношения быка и богини в «Похищении Европы» Иллариона Голицына и аскетичное, с трагическими предчувствиями «Воскрешение Лазаря» Дмитрия Каминкера.

Гранит интересен скульпторам, которых волнуют темы памяти. Назовем впервые выставляемое «Надгробие летчика» Эрнста Неизвестного (на cнимке). Мягкий известняк лучше всего отражает хрупкость человеческих взаимоотношений. «Встреча» Елены Мунц показывает, как два персонажа тянутся друг к другу, пространство между ними – еще один герой этого произведения. По словам скульптора, ей случайно достались два блока, из таких когда-то строилась Москва белокаменная.

Отдельный зал посвящен шувалово-озерковской «Деревне художников», среди ее аборигенов много скульпторов, для них идеально подходят мастерские в сельской местности. Здесь лучшие – «Автопортрет» Льва Сморгона и композиция Марины Спивак «Мать и дочь» из трех видов камня.

Наконец, важная задача – показать работы молодых скульпторов, работающих с неподатливым материалом. Это тяжелый физический труд с непредсказуемым результатом. Заказов, кроме надгробных памятников, практически никаких. Поэтому в последние годы в «вольные каменщики» идут все реже. В ходе подготовки выставки сотрудники музея объездили мастерские и отобрали самые интересные произведения Виктории Вороновой, Павла Тихомирова, Дмитрия Федина. Гранитного «Кабана» Даниила Каминкера весом 700 кг водружали на постамент 10 такелажников.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (5516) от 06.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?