Один из «Арефьевского круга»
В KGallery открылась выставка живописи и графики Шолома Шварца (1929 – 1995), третья в серии показов «Арефьевского круга» и первый после долгого перерыва персональный показ работ художника, около ста произведений из петербургских музеев и частных собраний.

ФОТО LesyaD/shutterstock.com
Прежде состоялись выставки Валентина Громова и Рихарда Васми, которые вместе со Шварцем, Владимиром Шагиным и Александром Арефьевым в конце 1940-х учились в СХШ – средней школе при Академии художеств и создали ОНЖ (Общество нищенствующих живописцев).
Они не признавали догм соцреализма и не боялись в этом признаться. Все были отчислены из СХШ, только Шварц получил там аттестат зрелости. Но в академию не прошел.
В короткой автобиографии, написанной в последние годы жизни, вероятно, для какой-то групповой выставки, Шварц лаконично сообщит, что работал монтером, лесорубом, маляром и так до пенсии. На самом деле были еще попытка поступить в медицинский институт, год учебы на заочном отделении Московского полиграфического института. Но главным для него всегда оставалась ежедневная работа кистью и карандашом, она заменила ему друзей, семью, профессиональное общение.
После открытия арт-центра «Пушкинская, 10» Шварц получил вместе с Васми – другом юности одну мастерскую на двоих. И ушел из нее в свою крошечную комнату в коммуналке на Ординарной улице, из окон которой были видны люди, спешащие в ДК Ленсовета. Непарадный город и его простые обитатели были главной темой его творчества. Даже изображая Дворцовую площадь или Марсово поле, Шварц интересуется не Александровской колонной или зданием Павловских казарм, а дорожками, по которым ходят люди.
В новые времена он по-прежнему не пытался никуда «вписаться». И когда инфляция стала быстро съедать очень скромную пенсию, художник умер от дистрофии.
Шварца давно породнили со знаменитым французским экспрессионистом Жоржем Руо. Их сближают техника письма и колористическое предпочтение, отдаваемое черному цвету. Но сам Шварц как-то заметил, что если бы видел картины Руо, когда начинал, то не стал бы заниматься живописью.
Особое место на выставке занимает серия эскизов иллюстраций к «Балладе о маленьком буксире» Иосифа Бродского. Несколькими штрихами цветных карандашей – синего, красного, зеленого, выверенной композицией – маленький буксир всегда в центре внимания зрителя, будь он в окружении пароходов, портовых кранов и причалов или на фоне большой воды, – художник находит точный визуальный образ, отвечающий строчкам «я буксир, мне работа моя по нутру».
Любопытно, что эти эскизы были единственной работой Шварца на заказ. В 1989 году главный художник издательства «Детская литература» Валерий Траугот предложил эту работу Васми, тот решил поделиться с другом. В итоге они нарушили сроки, книжка была выпущена с иллюстрациями Завена Аршакуни.
Выставки Владимира Шагина и Александра Арефьева, завершающие серию показов Общества нищенствующих живописцев, намечены, соответственно, на весну и осень будущего года. Выставка Шолома Шварца работает по 31 октября года нынешнего.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (5566) от 15.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии