Один из «Арефьевского круга»

В KGallery открылась выставка живописи и графики Шолома Шварца (1929 – 1995), третья в серии показов «Арефьевского круга» и первый после долгого перерыва персональный показ работ художника, около ста произведений из петербургских музеев и частных собраний.

Один из «Арефьевского круга» | ФОТО LesyaD/shutterstock.com

ФОТО LesyaD/shutterstock.com

Прежде состоялись выставки Валентина Громова и Рихарда Васми, которые вместе со Шварцем, Владимиром Шагиным и Александром Арефьевым в конце 1940-х учились в СХШ – средней школе при Академии художеств и создали ОНЖ (Общество нищенствующих живописцев).

Они не признавали догм соцреализма и не боялись в этом признаться. Все были отчислены из СХШ, только Шварц получил там аттестат зрелости. Но в академию не прошел.

В короткой автобиографии, написанной в последние годы жизни, вероятно, для какой-то групповой выставки, Шварц лаконично сообщит, что работал монтером, лесорубом, маляром и так до пенсии. На самом деле были еще попытка поступить в медицинский институт, год учебы на заочном отделении Московского полиграфического института. Но главным для него всегда оставалась ежедневная работа кистью и карандашом, она заменила ему друзей, семью, профессиональное общение.

После открытия арт-центра «Пушкинская, 10» Шварц получил вместе с Васми – другом юности одну мастерскую на двоих. И ушел из нее в свою крошечную комнату в коммуналке на Ординарной улице, из окон которой были видны люди, спешащие в ДК Ленсовета. Непарадный город и его простые обитатели были главной темой его творчества. Даже изображая Дворцовую площадь или Марсово поле, Шварц интересуется не Александровской колонной или зданием Павловских казарм, а дорожками, по которым ходят люди.

В новые времена он по-прежнему не пытался никуда «вписаться». И когда инфляция стала быстро съедать очень скромную пенсию, художник умер от дистрофии.

Шварца давно породнили со знаменитым французским экспрессионистом Жоржем Руо. Их сближают техника письма и колористическое предпочтение, отдаваемое черному цвету. Но сам Шварц как-то заметил, что если бы видел картины Руо, когда начинал, то не стал бы заниматься живописью.

Особое место на выставке занимает серия эскизов иллюстраций к «Балладе о маленьком буксире» Иосифа Бродского. Несколькими штрихами цветных карандашей – синего, красного, зеленого, выверенной композицией – маленький буксир всегда в центре внимания зрителя, будь он в окружении пароходов, портовых кранов и причалов или на фоне большой воды, – художник находит точный визуальный образ, отвечающий строчкам «я буксир, мне работа моя по нутру».

Любопытно, что эти эскизы были единственной работой Шварца на заказ. В 1989 году главный художник издательства «Детская литература» Валерий Траугот предложил эту работу Васми, тот решил поделиться с другом. В итоге они нарушили сроки, книжка была выпущена с иллюстрациями Завена Аршакуни.

Выставки Владимира Шагина и Александра Арефьева, завершающие серию показов Общества нищенствующих живописцев, намечены, соответственно, на весну и осень будущего года. Выставка Шолома Шварца работает по 31 октября года нынешнего.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (5566) от 15.10.2015.


Комментарии