Ода среднему брату

В 2015 году «Автохтоны» привлекли к творчеству Марии Галиной нешуточное внимание: роман был номинирован на «АБС-премию», «Большую книгу» и «Национальный бестселлер», получил премию «Новые горизонты», выдержал два переиздания на русском языке, не считая переводов. О нем охотно писала пресса - по большей части благожелательно, иногда восторженно. С тех пор прошло полтора года - по всем правилам издательского бизнеса, пора напомнить о себе, закрепить успех. Настало время для новой книги - если не романа, то как минимум для сборника повестей и рассказов.

Ода среднему брату  | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Книга Марии Галиной «Не оглядываясь» вышла в серии с громким названием «Звезды русского магического реализма», идейно продолжающей другую серию - «Мастера магического реализма». Впрочем, не стоит ждать чего-то в духе Габриэля Гарсиа Маркеса или Хулио Кортасара: у составителей довольно своеобразное представление о «магическом реализме», в диапазоне от «Американских богов» Нила Геймана до мистических повестей Роберта Говарда и новелл Эдгара По. В эту пеструю компанию Мария Галина вписывается без труда. Да, не исключено, что рассказы, собранные на страницах новой книги, покажутся поклонникам «Автохтонов» чересчур легкомысленными. Инопланетяне, звездолеты, эльфы, говорящие коты и спящие царевны - все это как-то не очень вяжется с образом солидного писателя, этакого Толстоевского, финалиста главных литературных наград России. Впрочем, неоднородность материала объясняется просто: костяк сборника составили тексты, выходившие ранее только в периодике и тематических антологиях.

Отсюда и жанровый разнобой: образцовая «странная проза» («Сажальный камень») соседствует с научной фантастикой («Поводырь», «Не оглядываясь», «Андроиды Круглого стола»), а яркие бытовые зарисовки («Красивые молодые люди») - с затейливым хоррором (повестью «Догор», посвященной Роберту Говарду и Говарду Филипск Лавкрафту). Эта неоднородность уравновешивается узнаваемостью авторского почерка. В большинстве произведений, собранных под этой обложкой, мы при всем желании не найдем ни знакомых географических названий, ни точных дат, ни четкого описания маршрута героев. Время и место действия обозначены расплывчато - условное будущее и условное настоящее, условная Африка и условная Западная Украина... Или даже условная средневековая Франция, воссозданная на основе сказок Шарля Перро в «Истории второго брата». Четкая хронологическая привязка имеет принципиальное значение только в одном рассказе сборника, но и тут Мария Галина не спешит раскрывать карты вплоть до последней страницы. Картина расплывается, мерцает, идет пятнами... В зыбком, неустойчивом мире вне исторического пространства-времени - «в некотором царстве, некотором государстве...», «давным-давно в далекой галактике...» - возможны любые чудеса, любое нарушение законов природы и обыденной логики, любой прорыв за грань реальности.

Единственной неизменной константой в этом сказочном хронотопе остаются люди, но писательница предельно далека от прекраснодушного антропоцентризма. Сложно получить биологическое образование, защитить кандидатскую диссертацию и сохранить веру в гуманистическую максиму «человек есть мера всех вещей». Мария Галина раскрывает характеры своих персонажей через их отношение к животным, растениям, а порой и к неодушевленным предметам - это один из любимых и самых эффективных ее приемов. То, как герой застилает постель, говорит по телефону, трогает чужую шубу, держит чашку, - каждый жест дает читателю намек, подсказку, ключ. Вещи играют важную роль в повествовании: например, в жутком рождественском рассказе «Привет, старик!» не полученный вовремя подарок полностью меняет судьбу человека, а в повести «В поисках Анастасии» букет цветов помогает раскрыть разом два тяжких преступления. Человек может соврать, приукрасить, просто промолчать - неодушевленным предметам нечего скрывать и некого обманывать.

И еще одна черта объединяет персонажей Марии Галиной, несмотря на все их внешнее разнообразие. Рыцари-андроиды отправляются за священным Граалем, авантюристы забираются в самое сердце джунглей в поисках затерянного города древних, земные колонисты натыкаются на планету бессмертных, но среди них нет героев без страха и упрека, титанов духа, прирожденных победителей. Они просто люди, как в том архетипическом сюжете, где старшему брату досталось богатство, младшему удача, а среднему - право на тяжелый повседневный труд. Конечно, Мария Галина не добрый сказочник, но по-настоящему аутентичные сказки редко бывают добрыми. Человек слаб. Человек уязвим и подвержен порокам. Постоянное преодоление этих слабостей и есть главное содержание нашей жизни. И совершенно не важно, где происходит действие: в стране фейри, на борту звездолета или среди унылых многоэтажек «спального» района. Все это сопутствующие обстоятельства, которыми без особых сожалений можно пренебречь.

Мария Галина. Не оглядываясь. - М.: АСТ, 2017.

#Мария Галина #Не оглядываясь #новинка

Материалы рубрики

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.