Ода среднему брату

В 2015 году «Автохтоны» привлекли к творчеству Марии Галиной нешуточное внимание: роман был номинирован на «АБС-премию», «Большую книгу» и «Национальный бестселлер», получил премию «Новые горизонты», выдержал два переиздания на русском языке, не считая переводов. О нем охотно писала пресса - по большей части благожелательно, иногда восторженно. С тех пор прошло полтора года - по всем правилам издательского бизнеса, пора напомнить о себе, закрепить успех. Настало время для новой книги - если не романа, то как минимум для сборника повестей и рассказов.

Ода среднему брату  | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Книга Марии Галиной «Не оглядываясь» вышла в серии с громким названием «Звезды русского магического реализма», идейно продолжающей другую серию - «Мастера магического реализма». Впрочем, не стоит ждать чего-то в духе Габриэля Гарсиа Маркеса или Хулио Кортасара: у составителей довольно своеобразное представление о «магическом реализме», в диапазоне от «Американских богов» Нила Геймана до мистических повестей Роберта Говарда и новелл Эдгара По. В эту пеструю компанию Мария Галина вписывается без труда. Да, не исключено, что рассказы, собранные на страницах новой книги, покажутся поклонникам «Автохтонов» чересчур легкомысленными. Инопланетяне, звездолеты, эльфы, говорящие коты и спящие царевны - все это как-то не очень вяжется с образом солидного писателя, этакого Толстоевского, финалиста главных литературных наград России. Впрочем, неоднородность материала объясняется просто: костяк сборника составили тексты, выходившие ранее только в периодике и тематических антологиях.

Отсюда и жанровый разнобой: образцовая «странная проза» («Сажальный камень») соседствует с научной фантастикой («Поводырь», «Не оглядываясь», «Андроиды Круглого стола»), а яркие бытовые зарисовки («Красивые молодые люди») - с затейливым хоррором (повестью «Догор», посвященной Роберту Говарду и Говарду Филипск Лавкрафту). Эта неоднородность уравновешивается узнаваемостью авторского почерка. В большинстве произведений, собранных под этой обложкой, мы при всем желании не найдем ни знакомых географических названий, ни точных дат, ни четкого описания маршрута героев. Время и место действия обозначены расплывчато - условное будущее и условное настоящее, условная Африка и условная Западная Украина... Или даже условная средневековая Франция, воссозданная на основе сказок Шарля Перро в «Истории второго брата». Четкая хронологическая привязка имеет принципиальное значение только в одном рассказе сборника, но и тут Мария Галина не спешит раскрывать карты вплоть до последней страницы. Картина расплывается, мерцает, идет пятнами... В зыбком, неустойчивом мире вне исторического пространства-времени - «в некотором царстве, некотором государстве...», «давным-давно в далекой галактике...» - возможны любые чудеса, любое нарушение законов природы и обыденной логики, любой прорыв за грань реальности.

Единственной неизменной константой в этом сказочном хронотопе остаются люди, но писательница предельно далека от прекраснодушного антропоцентризма. Сложно получить биологическое образование, защитить кандидатскую диссертацию и сохранить веру в гуманистическую максиму «человек есть мера всех вещей». Мария Галина раскрывает характеры своих персонажей через их отношение к животным, растениям, а порой и к неодушевленным предметам - это один из любимых и самых эффективных ее приемов. То, как герой застилает постель, говорит по телефону, трогает чужую шубу, держит чашку, - каждый жест дает читателю намек, подсказку, ключ. Вещи играют важную роль в повествовании: например, в жутком рождественском рассказе «Привет, старик!» не полученный вовремя подарок полностью меняет судьбу человека, а в повести «В поисках Анастасии» букет цветов помогает раскрыть разом два тяжких преступления. Человек может соврать, приукрасить, просто промолчать - неодушевленным предметам нечего скрывать и некого обманывать.

И еще одна черта объединяет персонажей Марии Галиной, несмотря на все их внешнее разнообразие. Рыцари-андроиды отправляются за священным Граалем, авантюристы забираются в самое сердце джунглей в поисках затерянного города древних, земные колонисты натыкаются на планету бессмертных, но среди них нет героев без страха и упрека, титанов духа, прирожденных победителей. Они просто люди, как в том архетипическом сюжете, где старшему брату досталось богатство, младшему удача, а среднему - право на тяжелый повседневный труд. Конечно, Мария Галина не добрый сказочник, но по-настоящему аутентичные сказки редко бывают добрыми. Человек слаб. Человек уязвим и подвержен порокам. Постоянное преодоление этих слабостей и есть главное содержание нашей жизни. И совершенно не важно, где происходит действие: в стране фейри, на борту звездолета или среди унылых многоэтажек «спального» района. Все это сопутствующие обстоятельства, которыми без особых сожалений можно пренебречь.

Мария Галина. Не оглядываясь. - М.: АСТ, 2017.

#Мария Галина #Не оглядываясь #новинка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...