Очищение болью
ЦВЗ «Манеж» и московское музейно-выставочное объединение с тем же именем представили публике совместный проект «Война и мир Вадима Сидура».

ФОТО Александры АНДРЕЕВОЙ
В просторном недавно отреставрированном зале более ста работ, принадлежащих столичному «Манежу» и наследникам художника. Скульптуры на полу и подиумах, керамика на стендах, линогравюры «парят» в воздухе.
В конце жизни Сидур (1924 - 1986) сказал, что чувствует себя одним из последних в ряду вымирающих классиков уходящего тысячелетия. Это правда, его имя называют в одном ряду с Генри Муром и Альберто Джакометти.
Сидур оставил большое наследие - свыше пятисот скульптур, две тысячи графических работ, сборник стихов, книгу прозы, кинофильм. За рубежом у него было больше тридцати выставок, международная известность. Памятники, отлитые по его моделям, стоят в европейских городах, США. На родине ему повезло меньше.
Не хочется всерьез принимать волну интереса, поднявшуюся два года назад, когда дремучие «православные активисты», готовые оскорбиться при виде белой стены, повредили работы Сидура на выставке группы «ЛеСС» в московском «Манеже».
Творчество Сидура неразрывно связано с войной. Он попал на фронт в восемнадцать лет, был тяжело ранен, получил увечье. Сам говорил, что воспоминания, переживания сформировали его как личность. Это звучит и в стихах.
Есть очищение болью? Нет!
Война чернеет колеею
В судьбе художника. И нет
В душе стремления к покою.
К искусству Сидур обратился, как только оправился от ранения. После учебы в Строгановском училище занимался скульптурой и графикой. Его волновали темы вечные, библейские и общечеловеческие - любовь, материнство, насилие, страдание, смерть. В 1950-х годах от реалистической пластики он перешел к своим узнаваемым сегодня образам-символам. Как и другие художники-авангардисты, пережил неприятие работ, обвинения в формализме.
Сидура волновала судьба его творений. К счастью, в 1989 году в Москве был создан музей его имени, входящий в структуру московского «Манежа». Там хранится наследие художника от реалистической пластики 1950-х годов до последних работ. Выставка «Война и мир Вадима Сидура» была сформирована и впервые показана там.
Масштабной ее не назовешь, но она дает представление о гранях дарования и мировоззрении художника. Его графика, линогравюры - вещи сложные. Чтобы их понять, надо приложить усилия. Скульптуры очень понятные, вызывающие эмоциональный отклик. Поражает простота, с какой в них звучит ужас войны. Перебинтованная голова с кричащим ртом на торсе с руками-обрубками - «Раненый». И как лаконично можно выразить радость жизни - армейский сапог рядом с женской туфелькой - «После войны».
«Нам бы очень хотелось, чтобы зрители обратили внимание и на работы, не относящиеся к войне, - говорит Ирина Толпина, генеральный директор музейного объединения «Манеж». - Это прекрасные керамические тарелки с удивительным цветовым решением; замечательные скульптуры «Женщина с ребенком», «Мать и дитя»; потрясающая по пластике скульптура «Хулахуп».
Выставка подготовлена как передвижная. Она ездила по Европе. Петербург - первый город в России, где мы хотели ее показать.
Петербургский «Манеж» - наш любимый зал, мы его знаем давно. Меньше года назад мы подписали соглашение. Этот проект открывает долгий путь сотрудничества.
После Петербурга выставка поедет в Кострому, Ярославль и, надеюсь, по другим городам Золотого кольца. Так сложился маршрут. Не могу сказать, что мы выбираем. Сегодняшняя жизнь так устроена, мы радуемся, когда нас зовут, хотят принять выставку на своих площадках. Думаю, Сидур был бы рад».
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии