Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин.

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой | ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА

Выставка «Балет. Балет. Балет!», посвященная «обыкновенной богине» Галине Улановой, организована в Театральном музее на площади Островского. Инициатором выступило «Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)».

Я шла на вернисаж по улице Зодчего Росси мимо Академии балета им. Вагановой. Как всегда здесь, захотелось расправить плечи и выпрямить спину, чтобы хоть немного соответствовать божественным пропорциям этой архитектуры.

В музейном лифте ехала вместе с Николаем Мартоном, который сказал, что не мог не прийти и не почтить память Галины Улановой. На вернисаж пришли немало юных балетных красавиц, которые выделялись в толпе стройностью, лебедиными шеями. А среди них нельзя было не заметить маленькую скромно одетую женщину с короткой стрижкой, в облике которой было что-то, не оставляющее сомнений - балерина! Это была народная артистка СССР Габриэла Комлева.

- Приятно, когда в зале присутствует модель, - поприветствовала Габриэлу Трофимовну директор музея Наталья Метелица.

Действительно, среди картин есть портреты. На одном - Комлева в роли Эсмеральды. На другом, написанном Василием Братанюком, она изображена в репетиционном зале рядом с Галиной Улановой.

- Мне посчастливилось, я встречалась с Галиной Сергеевной много раз, - поделилась воспоминаниями Габриэла Комлева. - Мы не только общались как коллеги, но и разговаривали о жизни, она порой вспоминала свою молодость. Галина Сергеевна была великой молчальницей, а в последние годы как-то разговорилась. Обладала обаянием, которое невозможно выразить словами. В ней была мягкость, деликатность, женственность. Это очаровывало и подкупало.

По словам Комлевой, Василий Братанюк хорошо чувствует балет. В его картинах, как она считает, сочетаются художественная сторона - образ танца - и профессиональная точность.

На выставке работы этого художника преобладают. Он был знаком с Галиной Сергеевной, общался с ней, писал ее с натуры. Присутствовавший на вернисаже художник вспомнил свои разговоры с балериной:

- Галина Сергеевна однажды рассказала мне о белых голубях, которые почему-то всегда вились вокруг нее, когда она шла через Екатерининский сад к Вагановскому училищу. Мне сразу представилась эта картина: она в окружении белых птиц, словно невеста в фате. А еще она призналась, что иногда перед большими премьерами видела в театральных зеркалах фантомы своих предшественников.

Мистика? Возможно. Когда-то Сергей Эйзенштейн назвал Уланову «человеком другого измерения».

На выставке можно увидеть и портреты других балетных артистов, которых Василий Братанюк называет «жемчужинами и бриллиантами русского балета»: на сцене, во всем блеске, на репетициях, в минуты отдыха.

Портрет Майи Плисецкой был создан им в 1998 году в репетиционном зале Мариинского театра. Из нескольких этюдов Плисецкая сама выбрала один, сказав: «Это действительно мое движение, мои линии». Есть на выставке и портрет нынешнего ректора Академии балета Николая Цискаридзе - в роли Синего бога в одноименном балете.

После выставки советую пройтись по экспозиции Театрального музея. Здесь хранятся мемориальные вещи Галины Улановой, многие она сама когда-то подарила музею. Платье Джульетты, пачка Умирающего лебедя, костюм Тао Хоа из балета «Красный мак», балетные туфли, ящичек с гримом, веер, когда-то принадлежавший Анне Павловой. И даже мягкие игрушки, которые великой балерине дарили поклонники.

Материал был опубликован в газете под № 108 (6217) от 20.06.2018 под заголовком «Обыкновенная богиня».

#выставка #художник #балет

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?