Образцовые наследники
Гала-концерт «Жить – значит петь!», посвященный Елене Образцовой, прошел в рамках фестиваля Василия Ладюка «Опера Live» в Большом зале петербургской филармонии.
Екатерина Семенчук с успехом выступает на лучших сценах мира.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Концерт в Петербурге стал географическим исключением этого фестиваля, поскольку все его остальные события будут проходить в концертных залах и театрах Москвы до середины декабря. Елена Васильевна Образцова, которой были посвящены два концерта-открытия в Москве и Петербурге, как известно, жила на два города, которые продолжает объединять и после своего ухода. Благодаря благородному жесту художественного руководителя фестиваля Василия Ладюка, выросшего на искусстве Образцовой и стоявшего с ней на одной сцене, петербургские меломаны получили возможность услышать созвездие нового поколения оперных певцов.
Роднило молодых певцов с именем великой русской примадонны главное – полнокровные голоса и бьющий через край сценический темперамент. Программу концерта выгодно выделяло удачное сочетание известных оперных шлягеров с менее часто исполняемыми ариями и дуэтами. Так, в первом отделении прозвучал дуэт Ричарда и Джорджа из «Пуритан» Беллини – оперы, не идущей ни в одном российском оперном театре. Голоса баритона Василия Ладюка и баса Александра Цымбалюка идеально соответствовали стилю бельканто, требующему не стенобитной мощи, но мягкого и грациозного звучания. Одна из тем дуэта оказалась поразительно схожей с темой знаменитого романса «На заре ты ее не буди» Варламова, выдав в русском композиторе не столько современника Беллини, сколько, вполне возможно, большого поклонника творчества великого итальянца.
Обожаемая петербуржцами меццо-сопрано Олеся Петрова, ученица Ирины Богачевой, получала свое «золото» на ее конкурсе «Санкт-Петербург» и ни разу не участвовала в конкурсах Образцовой. Она впечатляюще исполнила леденящий кровь рассказ Азучены из «Трубадура» Верди. Стать Олеси, ее обезоруживающее обаяние и чувство юмора не дали ей растеряться, когда дирижер Михаил Татарников вдруг обнаружил, что не имеет на пульте нужных нот. Она с легкостью, кокетливо жестикулируя, обыграла паузу, пока дирижер бегал за нужной партитурой. С не меньшей легкостью справилась она с эмоциональными и вокальными трудностями напряженной музыки Верди. В исполнении петербурженки Олеси чувствовалась дистанция, подобно невидимой стене защищавшая молодую певицу от адского накала страстей. На некоторой дистанции, без «глубокого погружения», хотя и вокально обольстительно исполнила она и мятежную арию принцессы Буйонской из «Адрианы Лекуврер» Чилеа.
Намного ближе к поведенческой модели Образцовой стала вторая меццо-сопрано вечера – Екатерина Семенчук. Парадоксально, но среди ее наград на одном из первых конкурсов Елены Образцовой лишь приз «Надежда» и награда за лучшее исполнение произведения Валерия Гаврилина. Хотя нет сомнений, что Елена Васильевна очень ревностно и строго относилась к номинации «Меццо-сопрано», пока не придумала конкурс памяти своей подруги Федоры Барбьери. Но к тому моменту Екатерине Семенчук ни к чему было участвовать в состязании и что-то доказывать: она уже благополучно пела на лучших сценах мира. И арию Леоноры из «Фаворитки» Доницетти, и особенно свою любимую принцессу Эболи из «Дона Карлоса» Верди Семенчук пела на высочайшем музыкантском уровне, наполняя новыми возможностями и смыслами.
Сопрано Любовь Петрова, лауреат первой премии первого конкурса Образцовой, приехавшая из Нью-Йорка, исполнила вальс Мюзетты из «Богемы» Пуччини. Дуэт из «Ромео и Джульетты» Гуно, спетый Любовью вместе с тенором Алексеем Татаринцевым, поразил интенсивностью перевоплощения. Москвич Алексей Татаринцев в свое время был удостоен высокой награды на конкурсе теноров памяти Лучано Паваротти, придуманном Еленой Образцовой.
Баритон Алексей Марков, солист Мариинского театра, безупречно, аристократично и благородно исполнил сцену смерти Родриго из «Дона Карлоса» Верди и куплеты Эскамильо из «Кармен» Бизе. А вот голос баритона Виталия Билого, обладателя «Гран-при» третьего конкурса Е. Образцовой, несколько померк рядом с крепким раскатистым баритоном Алексея Маркова. Крупный, редкостно массивный (каких сейчас мало), хотя и не лишенный женственности и музыкантской чуткости голос Анны Маркаровой, также солистки Мариинского театра, дал возможность пофантазировать, с каким азартом и на каком накале страстей мог бы быть исполнен ею с Еленой Образцовой дуэт Амнерис и Аиды из «Аиды» Верди.
А впереди петербуржцев ждет еще один концерт-приношение великой русской диве – «Планета Образцовой», который пройдет в Михайловском театре.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (5573) от 26.10.2015.
Комментарии