Образ города «от кутюр»
В Музее городской скульптуры открылась выставка «Будущее рядом», посвященная городской футурологии. Она седьмая в рамках традиционного фестиваля «Новые идеи для города». «СПб ведомости» поговорили о нем с его куратором Артемом МАГАЛАШВИЛИ, заведующим выставочным отделом музея.

Предоставлено ГМГС
— Фестивалю семь лет, уже можно говорить о традиции?
— Немного больше — 10, так что у нас первая круглая дата. Идею придумал Энвер Бакеев, замечательный петербургский художник, которого уже нет с нами. Она состояла в том, чтобы посмотреть на образ города и попробовать его изменять. Причем речь шла как о конкретных проектах, так и о фантазиях, будящих воображение. Здесь уместно сравнение с одеждой от кутюр и прет-а-порте.
Энвер стремился привлечь авторов, работающих в самых разных формах — от традиционной живописи до бодиарта.
Первоначально выставки проводились один раз в два года. Устойчивый интерес публики и художников сделал их ежегодными.
— Сразу решили придумать общую тему для каждой выставки?
— Со второй попытки. Последовательно это были — городские субкультуры, экология, свет, звук, лето в большом городе. В этом году — город будущего.
— Часто «Идеи для города» воспринимаются как фестиваль паблик-арта, то есть готовых произведений или проектов для последующего показа в общественных пространствах. Ведь это отвечает и профилю музея. Это так?
— Не совсем. «Идеи для города» представляли такие проекты, но не только. Ведь понятно, что памятник граненому стакану Олега Бурьяна в виде пирамиды из стаканов — станковая работа, не для улицы.
— Сейчас модна тема создания дружелюбной среды в общественных пространствах. Ваш проект может помочь в этом деле?
— Мы создаем возможности, предмет для разговора. А вопрос о реализации может решаться только на городском уровне.
Так, несколько работ было установлено во дворе нашего музея. Говорю о «Крылатом морском коне» Дмитрия и Даниила Каминкеров (уменьшенная версия скульптуры, стоящей на улице Савушкина) и «Розе» Сергея Дотта. Несколько лет там же находилась скульптура Олега Лобыкина «Окно в Европу» — в виде большого окна из нержавеющей стали. Позже автор увез принадлежащее ему произведение на реставрацию и поиск постоянного места.
— Как вы определяете участников проекта?
— Двумя способами — приглашая специально и отбирая в открытом конкурсе безо всяких ограничений. Тему выставки мы обычно объявляем в начале весны. Причем в последнее время большинство работ создается специально для нас.
Ежегодно подается примерно тридцать — сорок предложений. Берем половину.
— Звезд вы не пытались приглашать?
— Нет. По двум причинам. Звезде нужен большой гонорар, наши возможности скромнее. Мы можем напечатать какие-то работы или создать инсталляции. Не менее важно для звезды реализовать свой проект в общественном пространстве. А это нужно согласовывать.
— Самый удачный проект последних лет?
— Пожалуй, это работы, представленные на секции, посвященной транспорту, на фестивале «Лето в большом городе» — велосипедам, сигвеям и т. д. Совершенно неожиданно для нас откликнулись много конструкторов, дизайнеров, технологов, которые «изобретают велосипед» и доводят его до опытных образцов. Их в Петербурге много, и это приятно.
— Тема футурологии изначально заложена в названии фестиваля, но как вы ее раскрываете?
— Мы разделили ее на пять блоков — «Технополис», «Экоград», «Аванград-бург», «Город-утопия», «Город-антиутопия». Например, «Технополис» Игоря Иванова, который создает объекты из деталей компьютеров, это большая инсталляция из десятка произведений.
«Авангард-бург» — графика Евгения Иванова, которая неожиданно рифмуется с утопией Владимира Одоевского «4338 год: Петербургские письма».
Важным для проекта я считаю приглашение Алексея Андреева с «диджитал-артом» — футурологическими примерами из виртуальной и дополненной реальности.
— Кстати, Одоевский что-то угадал из будущего?
— Фонтаны, которые бьют из Невы, уже были. Дирижабли как городской транспорт еще нет, но Одоевский и говорил про 4338 год.
— К выставке подготовлена образовательная программа. Что в ней главное?
— «Круглый стол» по урбанистике, концерт «Музыка в городском пространстве», лекции с показами «Образ города в кино», встречи с разработчиками «умного» дома и компьютерных игр, чтение фантастических романов.
— Завершая, миссия фестиваля в чем?
— Художественная рефлексия того, как должен развиваться город. И попытка заставить горожан задуматься над этой темой.
Материалы рубрики
В Петербурге открывается выставка «Союз художников – врачам»
На Новой сцене Александринского театра открылась выставка-инсталляция
В кинотеатре «Аврора» стартует фестиваль «Новое кино Китая»
Последний из одиннадцати. Ушел из жизни Леонид Ткаченко
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии