Главная городская газета

Образ города «от кутюр»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
Образ города «от кутюр» | Предоставлено ГМГС

Предоставлено ГМГС

В Музее городской скульптуры открылась выставка «Будущее рядом», посвященная городской футурологии. Она седьмая в рамках традиционного фестиваля «Новые идеи для города». «СПб ведомости» поговорили о нем с его куратором Артемом МАГАЛАШВИЛИ, заведующим выставочным отделом музея.

— Фестивалю семь лет, уже можно говорить о традиции?

— Немного больше — 10, так что у нас первая круглая дата. Идею придумал Энвер Бакеев, замечательный петербургский художник, которого уже нет с нами. Она состояла в том, чтобы посмотреть на образ города и попробовать его изменять. Причем речь шла как о конкретных проектах, так и о фантазиях, будящих воображение. Здесь уместно сравнение с одеждой от кутюр и прет-а-порте.

Энвер стремился привлечь авторов, работающих в самых разных формах — от традиционной живописи до бодиарта.

Первоначально выставки проводились один раз в два года. Устойчивый интерес публики и художников сделал их ежегодными.

— Сразу решили придумать общую тему для каждой выставки?

— Со второй попытки. Последовательно это были — городские субкультуры, экология, свет, звук, лето в большом городе. В этом году — город будущего.

— Часто «Идеи для города» воспринимаются как фестиваль паблик-арта, то есть готовых произведений или проектов для последующего показа в общественных пространствах. Ведь это отвечает и профилю музея. Это так?

— Не совсем. «Идеи для города» представляли такие проекты, но не только. Ведь понятно, что памятник граненому стакану Олега Бурьяна в виде пирамиды из стаканов — станковая работа, не для улицы.

— Сейчас модна тема создания дружелюбной среды в общественных пространствах. Ваш проект может помочь в этом деле?

— Мы создаем возможности, предмет для разговора. А вопрос о реализации может решаться только на городском уровне.

Так, несколько работ было установлено во дворе нашего музея. Говорю о «Крылатом морском коне» Дмитрия и Даниила Каминкеров (уменьшенная версия скульптуры, стоящей на улице Савушкина) и «Розе» Сергея Дотта. Несколько лет там же находилась скульптура Олега Лобыкина «Окно в Европу» — в виде большого окна из нержавеющей стали. Позже автор увез принадлежащее ему произведение на реставрацию и поиск постоянного места.

— Как вы определяете участников проекта?

— Двумя способами — приглашая специально и отбирая в открытом конкурсе безо всяких ограничений. Тему выставки мы обычно объявляем в начале весны. Причем в последнее время большинство работ создается специально для нас.

Ежегодно подается примерно тридцать — сорок предложений. Берем половину.

— Звезд вы не пытались приглашать?

— Нет. По двум причинам. Звезде нужен большой гонорар, наши возможности скромнее. Мы можем напечатать какие-то работы или создать инсталляции. Не менее важно для звезды реализовать свой проект в общественном пространстве. А это нужно согласовывать.

— Самый удачный проект последних лет?

— Пожалуй, это работы, представленные на секции, посвященной транспорту, на фестивале «Лето в большом городе» — велосипедам, сигвеям и т. д. Совершенно неожиданно для нас откликнулись много конструкторов, дизайнеров, технологов, которые «изобретают велосипед» и доводят его до опытных образцов. Их в Петербурге много, и это приятно.

— Тема футурологии изначально заложена в названии фестиваля, но как вы ее раскрываете?

— Мы разделили ее на пять блоков — «Технополис», «Экоград», «Аванград-бург», «Город-утопия», «Город-антиутопия». Например, «Технополис» Игоря Иванова, который создает объекты из деталей компьютеров, это большая инсталляция из десятка произведений.

«Авангард-бург» — графика Евгения Иванова, которая неожиданно рифмуется с утопией Владимира Одоевского «4338 год: Петербургские письма».

Важным для проекта я считаю приглашение Алексея Андреева с «диджитал-артом» — футурологическими примерами из виртуальной и дополненной реальности.

— Кстати, Одоевский что-то угадал из будущего?

— Фонтаны, которые бьют из Невы, уже были. Дирижабли как городской транспорт еще нет, но Одоевский и говорил про 4338 год.

— К выставке подготовлена образовательная программа. Что в ней главное?

— «Круглый стол» по урбанистике, концерт «Музыка в городском пространстве», лекции с показами «Образ города в кино», встречи с разработчиками «умного» дома и компьютерных игр, чтение фантастических романов.

— Завершая, миссия фестиваля в чем?

— Художественная рефлексия того, как должен развиваться город. И попытка заставить горожан задуматься над этой темой.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook