Молодые петербургские хореографы представили новые постановки

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинского-2 состоялся концерт-отчет проекта «Творческая мастерская молодых хореографов». Зрители увидели шесть новых балетных миниатюр.

Молодые петербургские хореографы представили новые постановки | сцена из балета «Пульчинелла». Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА, 2018 г.

сцена из балета «Пульчинелла». Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА, 2018 г.

Хореограф - профессия штучная, не всякий артист может стать сочинителем танца: здесь нужен особый талант, особый взгляд на мир хореографии.

Есть и другая проблема: как молодому балетмейстеру найти площадку и исполнителей, готовых не жалея времени и сил пойти на риск работы с начинающим. Мариинский театр успешно решает эту проблему. В течение нескольких лет он способствует развитию проекта «Творческая мастерская молодых хореографов». В этом питомнике уже выросли незаурядные личности, доказавшие, что они не только танцовщики, но и способные балетмейстеры.

От «Мастерской» принято ожидать экспериментов и даже провокаций. Но в этом году большинство авторов обратились к темам и образам классического балета или его вариациям, отдавая дань уважения хореографам и музыкантам прошлого. Вечер в Мариинском начался оммажем в сторону Леонарда Бернстайна в постановке Дмитрия Пимонова. Представленный «Дивертисмент» состоял из восьми частей-композиций, проникнутых разными настроениями, воплощенными не только в характере танца, но и в оформлении представления. Каждой части соответствовала своя мелодия и цвет фона, задающие, а иногда и направляющие линию развития танца и характер взаимоотношений героев.

Сольные вариации талантливо исполнили артисты Мариинского театра Екатерина Осмолкина, Кристина Шапран, Тимур Аскеров и Максим Зюзин. Хореограф не объединил героев в единое целое, оставив их высокомерными одиночками, заботящимися лишь о личном успехе в жизни. Трудно определить, кто эти молодые юноши и девушки: соперники, друзья или случайно встретившиеся весельчаки? Более точную характеристику образов миниатюры дали замечательные костюмы Татьяны Котеговой, которая облекла исполнителей в одежды разных цветов - красный, синий, зеленый, - намекая этим и на внутренний мир персонажей.

Может быть, вследствие колористического многоцветья предыдущего номера особенно остро воспринимается подчеркнутая монохромность миниатюры «Цветы» в постановке Константина Кейхеля на музыку современного итальянского композитора Джованни Солимы, полную диссонансов и резких тональных переходов. На пустом темном фоне - два почти обнаженных тела, то сближающихся, то отталкивающих друг друга, то образующих на планшете сцены загадочные позы-иероглифы. Кажется, что танцовщики Мей Нагахиса и Виктор Кайшета и сами запутались в смутно выстроенной истории отношений и что-то стараются объяснить зрителям пластикой выразительных тел и тревожной мимикой.

Свою миниатюру «Фламинго» хореограф Ольга Васильева поставила на музыку «Вальса цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик». Выбор темы диктовал и сценическое оформление (художник - Нина Штеренберг): светло-розовые костюмы, пышные рукава-крылья. «Птичья» тема раскрывалась в хореографии - сжатые кисти рук, напоминающие заостренные клювы, гордая походка фламинго, элегантные повороты длинных шей. Шесть танцовщиц с увлечением представляли хореографический «авиарий», но, порой переусердствовав, превращали миниатюру в популярный номер из программы кабаре.

Андрей Меркурьев, выступив в роли хореографа, костюмера, художника по свету и исполнителя, представил вместе с партнершей Дианой Косыревой «Па-де-де» на музыку Эдварда Грига. Меркурьев несколько доминировал и даже контролировал свою партнершу, в результате чего история любви лишилась эмоционального накала. К тому же дуэт сочинен в уже привычных традициях отечественного балета, не привнеся ничего нового в хореографическую структуру. Такие дуэты или им подобные входят в концертный репертуар любой балетной труппы.

Максим Петров давно зарекомендовал себя как хореограф-лирик, его сочинения нередко окутаны флером грустных воспоминаний, ностальгическими нотами о чем-то былом. Таков и «Концертный вальс» на музыку Александра Глазунова, исполненный легких, воздушных композиций и изысканных дуэтов. В миниатюре - своя драматургия. «Средь шумного бала, случайно...» появляются две героини в исполнении Виктории Терешкиной и Дарьи Павленко, таинственные и неприступные, привлекающие своим филигранным танцем героя вечера (Андрей Ермаков). Вальс увлекает всех, заставляя поверить в искренность взаимных улыбок, томных взглядов, в силу зарождающихся чувств. Прихотливо меняя рисунок танца, хореограф сделал вальс властным хозяином человеческих судеб.

Изюминкой вечера стал одноактный балет Ильи Живого «Пульчинелла» на музыку Игоря Стравинского. Обращаясь к сюжету старинной неаполитанской сказки, хореограф органично сочетает классические и современные элементы. Тема народного театра предполагает использование приемов сатиры, гротеска и карнавальной культуры, но хореограф сделал это по-петербургски, изящно и тонко. Движения героев, пластичные и легкие, напоминали порой кукольный спектакль. Через приемы пантомимы в традиционной комедии дель арте раскрывается сюжет и передаются характеры персонажей. Герои Ильи Живого предстали в шутливых образах-шаржах, где сливаются танец, пантомима и почти акробатические трюки. Виртуозно исполнил партию Пульчинеллы Филипп Степин, пластической свободой восхитил Константин Зверев в роли Фурбо, друга Пульчинеллы; трогательной, ранимой и отважной предстала перед зрителем Виктория Терешкина в роли Пимпинеллы; Анастасия Лукина и Ника Цхвитария проявили элегантность танцевальной манеры в ролях плутовок Розетты и Пруденцы. В небольшой роли Актера, открывающего спектакль, блеснул мастер старшего поколения Ислом Баймурадов.

Сценическое оформление создал Илья Живой, превратив сценическое пространство в итальянский городок с его домами, лестницами, потайными ходами. Художник по костюмам Софья Вартанян одела персонажей согласно эпохе - белые одежды кордебалета, черные полумаски, конусообразные колпаки, пышные жабо, соломенные шляпки...

Молодые хореографы создали интересные работы, которые, несомненно, вызовут профессиональные споры, балеты, соединяющие авторскую интерпретацию с уважением к традициям прошлого. 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Обошлись без экспериментов».

#театр #балет #хореография

Комментарии