Молодые петербургские хореографы представили новые постановки

В рамках фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинского-2 состоялся концерт-отчет проекта «Творческая мастерская молодых хореографов». Зрители увидели шесть новых балетных миниатюр.

Молодые петербургские хореографы представили новые постановки | сцена из балета «Пульчинелла». Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА, 2018 г.

сцена из балета «Пульчинелла». Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА, 2018 г.

Хореограф - профессия штучная, не всякий артист может стать сочинителем танца: здесь нужен особый талант, особый взгляд на мир хореографии.

Есть и другая проблема: как молодому балетмейстеру найти площадку и исполнителей, готовых не жалея времени и сил пойти на риск работы с начинающим. Мариинский театр успешно решает эту проблему. В течение нескольких лет он способствует развитию проекта «Творческая мастерская молодых хореографов». В этом питомнике уже выросли незаурядные личности, доказавшие, что они не только танцовщики, но и способные балетмейстеры.

От «Мастерской» принято ожидать экспериментов и даже провокаций. Но в этом году большинство авторов обратились к темам и образам классического балета или его вариациям, отдавая дань уважения хореографам и музыкантам прошлого. Вечер в Мариинском начался оммажем в сторону Леонарда Бернстайна в постановке Дмитрия Пимонова. Представленный «Дивертисмент» состоял из восьми частей-композиций, проникнутых разными настроениями, воплощенными не только в характере танца, но и в оформлении представления. Каждой части соответствовала своя мелодия и цвет фона, задающие, а иногда и направляющие линию развития танца и характер взаимоотношений героев.

Сольные вариации талантливо исполнили артисты Мариинского театра Екатерина Осмолкина, Кристина Шапран, Тимур Аскеров и Максим Зюзин. Хореограф не объединил героев в единое целое, оставив их высокомерными одиночками, заботящимися лишь о личном успехе в жизни. Трудно определить, кто эти молодые юноши и девушки: соперники, друзья или случайно встретившиеся весельчаки? Более точную характеристику образов миниатюры дали замечательные костюмы Татьяны Котеговой, которая облекла исполнителей в одежды разных цветов - красный, синий, зеленый, - намекая этим и на внутренний мир персонажей.

Может быть, вследствие колористического многоцветья предыдущего номера особенно остро воспринимается подчеркнутая монохромность миниатюры «Цветы» в постановке Константина Кейхеля на музыку современного итальянского композитора Джованни Солимы, полную диссонансов и резких тональных переходов. На пустом темном фоне - два почти обнаженных тела, то сближающихся, то отталкивающих друг друга, то образующих на планшете сцены загадочные позы-иероглифы. Кажется, что танцовщики Мей Нагахиса и Виктор Кайшета и сами запутались в смутно выстроенной истории отношений и что-то стараются объяснить зрителям пластикой выразительных тел и тревожной мимикой.

Свою миниатюру «Фламинго» хореограф Ольга Васильева поставила на музыку «Вальса цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик». Выбор темы диктовал и сценическое оформление (художник - Нина Штеренберг): светло-розовые костюмы, пышные рукава-крылья. «Птичья» тема раскрывалась в хореографии - сжатые кисти рук, напоминающие заостренные клювы, гордая походка фламинго, элегантные повороты длинных шей. Шесть танцовщиц с увлечением представляли хореографический «авиарий», но, порой переусердствовав, превращали миниатюру в популярный номер из программы кабаре.

Андрей Меркурьев, выступив в роли хореографа, костюмера, художника по свету и исполнителя, представил вместе с партнершей Дианой Косыревой «Па-де-де» на музыку Эдварда Грига. Меркурьев несколько доминировал и даже контролировал свою партнершу, в результате чего история любви лишилась эмоционального накала. К тому же дуэт сочинен в уже привычных традициях отечественного балета, не привнеся ничего нового в хореографическую структуру. Такие дуэты или им подобные входят в концертный репертуар любой балетной труппы.

Максим Петров давно зарекомендовал себя как хореограф-лирик, его сочинения нередко окутаны флером грустных воспоминаний, ностальгическими нотами о чем-то былом. Таков и «Концертный вальс» на музыку Александра Глазунова, исполненный легких, воздушных композиций и изысканных дуэтов. В миниатюре - своя драматургия. «Средь шумного бала, случайно...» появляются две героини в исполнении Виктории Терешкиной и Дарьи Павленко, таинственные и неприступные, привлекающие своим филигранным танцем героя вечера (Андрей Ермаков). Вальс увлекает всех, заставляя поверить в искренность взаимных улыбок, томных взглядов, в силу зарождающихся чувств. Прихотливо меняя рисунок танца, хореограф сделал вальс властным хозяином человеческих судеб.

Изюминкой вечера стал одноактный балет Ильи Живого «Пульчинелла» на музыку Игоря Стравинского. Обращаясь к сюжету старинной неаполитанской сказки, хореограф органично сочетает классические и современные элементы. Тема народного театра предполагает использование приемов сатиры, гротеска и карнавальной культуры, но хореограф сделал это по-петербургски, изящно и тонко. Движения героев, пластичные и легкие, напоминали порой кукольный спектакль. Через приемы пантомимы в традиционной комедии дель арте раскрывается сюжет и передаются характеры персонажей. Герои Ильи Живого предстали в шутливых образах-шаржах, где сливаются танец, пантомима и почти акробатические трюки. Виртуозно исполнил партию Пульчинеллы Филипп Степин, пластической свободой восхитил Константин Зверев в роли Фурбо, друга Пульчинеллы; трогательной, ранимой и отважной предстала перед зрителем Виктория Терешкина в роли Пимпинеллы; Анастасия Лукина и Ника Цхвитария проявили элегантность танцевальной манеры в ролях плутовок Розетты и Пруденцы. В небольшой роли Актера, открывающего спектакль, блеснул мастер старшего поколения Ислом Баймурадов.

Сценическое оформление создал Илья Живой, превратив сценическое пространство в итальянский городок с его домами, лестницами, потайными ходами. Художник по костюмам Софья Вартанян одела персонажей согласно эпохе - белые одежды кордебалета, черные полумаски, конусообразные колпаки, пышные жабо, соломенные шляпки...

Молодые хореографы создали интересные работы, которые, несомненно, вызовут профессиональные споры, балеты, соединяющие авторскую интерпретацию с уважением к традициям прошлого. 

Материал был опубликован в газете под № 129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Обошлись без экспериментов».

#театр #балет #хореография

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.