Обломов возмужал

В ТЮЗе им. А. А. Брянцева прошел XVI Международный брянцевский фестиваль детских театральных коллективов.

Обломов возмужал | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Представь себе – я проиграл все! Я опять проиграл все!..

Летят со звоном монеты, щелкает «однорукий бандит»: да, деньги – отличная штука, только все время куда-то испаряются, подтверждают из динамиков Pink Floyd.

– Аня, вот же мое наблюдение окончательное: если играть каждый день, то просто нет возможности не выиграть!..

Прожекторы гипнотизируют и под агрессивный пинкфлойдовский саксофон заливают сцену кроваво-красным светом. Тем временем уехавший за границу Федор Михайлович Достоевский снова проигрывает все до последнего, закладывает дорогие часы с цепочкой и жалуется на жадных подлых немцев. Девушка в больших наушниках надрывно-иронично читает вслух письма писателя к его жене Анне и разбавляет их порой едкими комментариями, искренне удивляясь, какое же это может быть семейное счастье, когда деньги – мимо дома, а о жизни мужа узнаешь только из писем.

Небольшой зал забит до отказа, так что женщина возле дверей сердито отправляет опоздавших обратно. Те, кто все-таки протиснулся, слушают самозабвенно – с открытыми ртами, вытянув шеи, терпеливо сидя на корточках в проходах, обмахиваясь от духоты программками. Кажется, что все юные участники фестиваля пришли посмотреть на творчество своих коллег. И этот непосредственный обмен опытом тоже одна из главных задач действа.

– А вы чему-нибудь учитесь у ребят? – спрашиваю у жюри. Судя по их лицам, происходящее на сцене захватывает их не меньше, чем детей. Задумались.

– Я – да! Актерской непосредственности. Они потрясающе открыты. Я так уже не могу. И мне этого не хватает, особенно когда выхожу на сцену. Нам ведь что нужно? Действие! Сверхзадачу! Заполучить зрителя! – актер Виталий Кононов вскидывает руку, как политик на митинге. – А нужно просто выйти и рассказать историю, что они и делают.

В этом году члены жюри фестиваля отсмотрели около 150 дисков. В итоге на сцене театра свои спектакли показали коллективы из Петербурга, Москвы, Мурманска, Тбилиси, Нарвы, Хельсинки и других городов. Нынешняя тема мероприятия – 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Но больше всего ставят русскую классику – Гоголя, Достоевского, Чехова и Булгакова. Вот три музы Пушкина – три Анны (Керн, Оленина и Вульф) – манерно сплетничают о поэте, поправляя складки на платьях: и волосы-то у него были растрепанные, и ногти как когти, и ростом не вышел...

Кто помладше, играют «Путешествие Нильса с дикими гусями» или «Мэри Поппинс». Ребята из тбилисского юношеского театра «Театрали» выходят на сцену в лохматых шапках, размахивают кривыми саблями. И уже кажется, что сидишь не в душном зале, а в горах и всматриваешься в синеву, смыкающуюся далеко у горизонта, пока эхо разносит по склонам протяжные грузинские напевы. И пусть мало кто толком понимает, что происходит на сцене – весь многословный спектакль «Бахтриони» идет на грузинском языке, – но после эмоциональных танцев и сражений зал взрывается аплодисментами. А когда главные герои, которые клялись друг другу в любви, такой же вечной, как их горы, умирают потом в бою, моя соседка пытается незаметно смахнуть слезу.

За кулисами участники снимают с себя «литературные костюмы» и становятся обычными детьми – переживают то по поводу забытых слов, то маминых попыток накормить свое чадо, то запретов взрослых снять куртки, когда на улице считай что лето.

– Мы видим, как дети на глазах взрослеют и в актерском плане, и в физическом, – рассказывает член жюри фестиваля актриса нашего ТЮЗа Елизавета Прилепская. – Вот только что посмотрели спектакль по рассказам Чехова. Уму непостижимо, как ребята выросли! Еще в прошлом году один мальчик был таким Обломовым, а теперь возмужал, взгляд стал осмысленным, он уже не мотается по сцене, а целенаправленно что-то говорит и делает.

– Главные судейские критерии у нас – чтобы задевало и чтобы тема была понятна ребенку, – объясняет Елизавета. – Потому что, когда девочки, к примеру, выходят на сцену и играют ни много ни мало мамашу Кураж, это странновато смотрится...

Все коллективы настолько разные, что оценивать их совсем не просто. Председатель жюри фестиваля народный артист России Николай Иванов рассказывает, что постановки школьных театров заметно отличаются от спектаклей коллективов детских домов культуры. У педагога, который работает только со своим классом, нет возможности выбирать ребят на роли, тогда как в ДДК конкурсная основа – туда берут детей, способных к лицедейскому творчеству. А театральные кружки в школах и ДДК отличаются от коллективов подростковых клубов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 049 (5422) от 23.03.2015.


Комментарии