Литовский акцент и фристайл-баттл в Elementарном театре

Открывшийся в нашем городе 28-й международный театральный фестиваль «Балтийский дом» обрел новую концепцию. Его программа представлена как некая система театральных элементов. Девиз форума соответствующий - Elementарный театр.

Литовский акцент и фристайл-баттл в Elementарном театре | Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Иллюстрация Repina-Valeriya/shutterstock.com

Концепция, придуманная организаторами, отличается наглядностью. Дизайнеры фирменного стиля, придуманного для «Балтийского дома-2018», играют с кубиками, обозначающими главных действующих лиц любого театрального действа. Это актер, режиссер, зритель и - несколько неожиданно для нынешних времен - литература. Неожиданно - потому что современный театр порой грешит тем, что основой спектакля становятся тексты, которые имеют формальное отношение к искусству, лишены сколь-нибудь внятной художественной ценности.

Об этой печальной стороне театральной реальности упомянул актер московского Театра сатиры Максим Аверин, сокрушавшийся об обилии проходного материала и представивший петербургскому зрителю спектакль «Операнищих».

Слитное написание - стилизация под инструмент поиска информации в сети, хэштег. Для театра, возглавляемого Александром Ширвиндтом, это название, конечно, «неформат». Режиссер Андрей Прикотенко переработал музыкально-поэтическое творение английского драматурга Джона Гея и перенес действие из XVIII века в наши дни. Композитор Иван Кушнир написал новые музыкальные номера, а сам Аверин обогатил свой репертуар образом современного лжеца, преступающего закон.

Еще одним ярким элементом фестиваля на букву «А» стала актриса Лия Ахеджакова. Ее юбилею посвящен показ спектакля «Мой внук Вениамин» по пьесе Людмилы Улицкой.

В качестве нового актерского имени «Балтийский дом» представит Эймунтаса Пакалку в спектакле «Сумасшедший» Городского театра Вильнюса. Литературной основой постановки стали гоголевские «Записки сумасшедшего».

Литовский акцент фестиваля продолжит показ спектакля «Цинк» Молодежного театра и театра «МЕНО ФОРТАС» из Вильнюса. По сочинениям Светланы Алексиевич его поставил Эймунтас Някрошюс.

Перечень звездных режиссеров дополняет голландец Иво ван Хове, который привез в наш город спектакль «То, что проходит мимо», поставленный в Международном театре Амстердама. А удмуртский режиссер Дамир Салимзянов представит постановку, которая увидела свет в эстонском театре R.A.A.A.M, - фарс «Сейчас нет времени на любовь» по мотивам пьесы бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «В доме ночевал Бог».

Но, без сомнения, самым главным режиссером нынешнего фестиваля стал Ингмар Бергман. К столетию со дня его рождения подготовили отдельную программу. В ней фотовыставка «Бергман в Королевском театре Драматеи», показ документального фильма, а также видеозаписей спектаклей режиссера.

11 октября состоится премьера спектакля режиссера Анатолия Праудина «Сцены из супружеской жизни». Это сценическая версия одноименной киноповести Бергмана. «Сцены» станут частью петербургской программы фестиваля, в которую также вошли спектакли режиссера Константина Богомолова «Слава» (БДТ) и хореографа Юрия Смекалова «Солярис» («Приют комедианта»).

Инновационным проектом фестиваля можно назвать фристайл-баттл «Элементы театра», назначенный на 5 октября. В этот день спорить о том, какой же элемент театральной системы является главным, будут две группы - «химики» и «алхимики», традиционалисты и модернисты. Среди приглашенных к дискуссии - Андрий Жолдак, Леонид Алимов, Анатолий Праудин, Дмитрий Лысенков, Марина Дмитриевская и другие «театральные люди».

#фестиваль #театр #Балтийский дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6293) от 04.10.2018 под заголовком «О театре - elementарно».


Комментарии