Только на сайте

О создании балета «Infinita Frida»

Прима-балерина Государственного берлинского балета, посол культуры Мексики в мире, член Международного танцевального совета ЮНЕСКО – Элиза Каррильо Кабрера в июле 2013 года при содействии своей семьи: супруга – премьера Государственного берлинского балета Михаила Канискина, матери – Элизы Каррильо Кабреры и отца – Мигеля Кабреры, основала фонд «Elisa Carrillo Cabrera».

О создании балета  «Infinita Frida» |

Эта некоммерческая организация ставит перед собой три основные цели: помогать молодым талантам, способствовать развитию мексиканского хореографического искусства и осуществлять культурные обмены.

Фонд учредил премию, которая позволяет её юным обладателям продолжить своё хореографическое образование в лучших балетных школах Европы. Первым крупным проектом фонда стала постановка балета «Infinita Frida», посвященного творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало.

Создание спектакля финансово поддержало правительство Мексики. Балет «Infinita Frida» собрал одних из самых лучших балетных артистов мира. Два премьерных показа прошли при переполненном зале на 1200 зрителей, параллельно велась прямая трансляция балета в двух мексиканских театрах и на государственном телевизионном канале.

Но за официальной историей, имеющей статус значимого мирового культурного обмена, кроются и личные причины создания спектакля.

Элиза Кабрера в детстве жила неподалеку от дома Фриды Кало (музей «Голубой дом»), в котором они так часто бывали со своей мамой, что охрана их даже пускала в него бесплатно. Личность художницы стала для маленькой Элизы примером мужества и ее вдохновением в профессии. Физическая боль и соседствующая с ней неугасимая любовь к творчеству и прекрасному, как никому другому, понятны балетным артистам.

Автор концепции и хореографии – Юрий Смекалов по воле обстоятельств тоже проникся вдохновенным отношением Элизы к мексиканской художнице. После тяжёлой травмы и перенесённой операции русский балетный артист жил у супружеской пары Элизы Кабреры и Михаила Канискина. Именно в то время ему предложили идею создания балета о Фриде Кало.

У Смекалова как сочинителя балета была прекрасная возможность понаблюдать за Элизой, за её преданным и бережным отношением к культуре своего народа, за балериной, органично сохраняющей аутентичную мексиканскую эстетику (будь то кухня или одежда) в повседневной жизни.

Таким образом, решая важные культурные и социальные задачи и благодаря теплым межличностным отношениям, появился на свет балет «Infinita Frida».

Российская, европейская премьера спектакля знаменуют собой начало нового длительного балетного проекта Творческого объединения Юрия Смекалова M.A.D. company.

В рамках данного творческого объединения создаются оригинальные балетные спектакли для показа на театральных площадках России и мира. Для создания балетного спектакля привлекаются специалисты в области хореографии, музыки, сценографии.

Цель проекта – предоставление возможности для реализации оригинальных идей талантливым представителям творческих специальностей. Развитие российского балетного искусства. Расширение жанровых границ и обогащение репертуарной политики государственных театров. Создание благоприятного имиджа России как современного балетного пространства.


 «Infinita Frida»

«Живопись, танец, страсть, смерть, боль и радость сплелись воедино в хореографическом рисунке спектакля, так тонко и гармонично исполненного танцовщиками. Зрители были покорены увиденным и аплодировали стоя, долго не отпуская создателей балета. В Мексике появился балет международного уровня».
Хуан Мигель Санчес Аргуэлес // Cultura Internacional


«Балет, конечно же, отражает вехи жизни Фриды – авария, революция, первая любовь (Алехандро уехал в Европу, но переписывался с Фридой до конца жизни), замужество с Диего Риверой, его измену с сестрой Кристиной (Виктория Брилёва, Мариинский театр), ее измену с Троцким, агонию. Но главным сюжетом становится творчество, в топку которого летят и боль, и счастье, и катастрофы, и прозрение, и любовь – столь сильная, что никто не может вынести ее до конца, не сорвавшись в измену. Восемь танцовщиков, восемь музыкальных инструментов, восемь красок — это сумма гармонии (семь нот гаммы, семь цветов радуги) и той движущей силы, что взрывает гармонию изнутри, не давая ей застыть в мертвом совершенстве».
Ольга Фукс // МИТ-инфо


Элиза Кабрера и Михаил Канискин предложили Юрию Смекалову идею создания балета о великой художнице Фриде Кало. Далее Смекалов разработал и представил его концепцию спектакля. И при поддержке правительства Мексики, благодаря фонду «Элиза Каррильо Кабрера» была организована работа над проектом.

Юрий Смекалов смог воодушевить его концепцией ведущих профессионалов из разных уголков мира. Так, партии Фриды и художницы Лизы исполняет посол культуры Мексики прима Берлинской государственной оперы – Элиза Каррильо Кабрера. Также в спектакле заняты Михаил Канискин и Владимир Шкляров, солисты Берлинской государственной оперы, Мариинского театра, приглашенные премьеры ведущих мировых музыкальных театров. К балету написана оригинальная музыка петербургским композитором Александром Маевым, созданы костюмы и декорации молодым петербургским художником Елисеем Шепелёвым, сценографическое оформление включает в себя видеопроекции фрагментов картин Фриды Кало, эмоционально соответствующие той или иной балетной вариации (автор Александр Лециус).

Насыщенная событиями биография Фриды Кало, драматические перипетии ее жизни –любовь, борьба со смертью – отличный сюжет для изложения в любом жанре, будь то кино или опера. Но балет Юрия Смекалова – иная история, вне популяризации жизни художницы. «Infinita Frida» – это экспозиция ее творчества, это передача росчерка линии, здесь цвета важнее мелодраматического рассказа.

Хореографическая эстетика балета – плоть от плоти эстетики творчества самой Фриды: жест в танце органично перекликается с линиями картин, ритм – с пульсирующим цветом ее работ, пластика – с этническим примитивизмом её стиля. Мизансцены обусловлены излюбленным и главным жанром художницы – автопортретом. Исповедальность или, точнее, рефлексия Фриды-художницы здесь прочитана не рассудочно-предметно, но чувственно-эмоционально.

Широкие махи, выпады, открытые позировки выражают экспрессию её работ. Переплетение рук, «узлы» поддержек – узор её рисунка. Сама композиция балета построена по законам художественной галереи. Причем два акта отличаются не только по сюжету, но и в некотором роде по стилистике: первый представляет собой современную живопись, но уже ставшую классикой, а второй экспонирует картины, наполненные творческим поиском, штрих и краски еще не подвластны канону.

Сценическое оформление и хореография сообразуют спектакль по принципу ассоциаций на тему картин мексиканской художницы.

Видеопроекция фрагментов или, точнее, «фетишей» работ Фриды будто материализует ирреальный мир фантазии любого творца. Бесконечность самого понятия художественного замысла отражена в названии балета.

На сцене слово Infinita присутствует буквально, магически повторяясь в различных элементах спектакля.

Цифра 8 как символ бесконечности гармонизировала постановку; в ней 8 музыкантов, 8 исполнителей танца «Судьбы», в сценическом оформлении использовано 8 цветов, в музыке звучат 8 тем. В пластике исполнителей угадывается роковая закольцованность восьмерки.

И если у балета с таким жанровым решением может быть двигатель действия — то здесь это, безусловно, танец той самой «Восьмерки». Механика их танца напоминает ленту Мёбиуса — неразрывную, но множественно-бесконечную.

Балет передает не только настроение картин великой мексиканской художницы Фриды Кало, но и в ее индивидуальной поэтике рассказывает о любви, боли и вдохновении.

Начало спектакля в 20.00.

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут. Спектакль идет с одним антрактом.


Создатели спектакля:

Автор концепции и либретто, хореограф-постановщик: Юрий Смекалов
Композитор: Александр Маев
Художник-постановщик: Елисей Шепелёв
Художник по свету: Сергей Шевченко
Автор видеопроекций: Александр Лециус
Автор текста песни: Рубин Флорес
Ассистент хореографа: Анна Лавриненко
Оркестровщик: Владимир Розанов
Технический директор: Рафаэль Мендоза
Технолог по декорациям: Андрей Суров
Технолог по костюмам: Татьяна Ногинова


Действующие лица и исполнители:

Фрида Кало; художница Лиза: Элиза Каррильо Кабрера (Staatsballett Berlin)
Смерть; Черный цвет: Беатрис Кноп (Staatsballett Berlin)
Наталья, жена Троцкого; Темно-Синий цвет: Анна Лавриненко (Мариинский театр)
Кристина, сестра Фриды; Зеленый цвет: Виктория Брилева (Мариинский театр)
Девочка Лиза: Мария Кошкарёва (ученица Детской школы балета Ильи Кузнецова)
Диего Ривера; Желтый цвет: Михаил Канискин (Staatsballett Berlin)
Леон Троцкий; Красный цвет: Владимир Шкляров (Мариинский театр)
Доктор Лео Элоессер; Белый цвет: Игорь Колб (Мариинский театр)
Алехандро, первая любовь Фриды; Светло-Синий цвет: Дину Тамазлакару (Staatsballett Berlin)


«Смерть танцует вокруг моей кровати».
Фрида Кало Гомесу Ариасу

«Я пишу автопортреты, потому что я часто одна, потому что лучше других я знаю себя».
Фрида Кало


Акт I

Место действия: сны.

На пути своего взросления девочка Лиза находит кисть. Но, как только она начинает пробовать творить, на сцене жизни появляется сама Судьба. Её бесконечная сила воплощена в 8 героях. Танец первого вдохновения Лизы перерастает в борьбу с жизненными обстоятельствами. Растерянная и взволнованная, она засыпает. Пред нами предстаёт череда снов, в которых оживают картины Фриды Кало, повествующие о главных встречах ее жизни: первая любовь Алехандро, доктор Лео Элоессер, Диего Ривера, Леон Троцкий, подруга Смерть.

Проснувшись, Лиза крепко держится за кисть, осознавая свое предназначение.


Акт II

Место действия: творчество.

Лиза – взрослая художница. Вся её жизнь – мастерская.

Её окружение – краски. Она сама создает палитру своей судьбы. Но каждая новая картина вторит судьбе Лизиной главной героини – Фриде.

Работа Лизы – это колоссальный автопортрет, подчинённый законам сюрреальности. В нём на равных правах, в одной плоскости существуют все переживания: любовь, предательство, потеря и обретение Себя. Лизе необходимо совладать с захлестывающими друг друга цветами, привести в соразмерность бурлящий мир красок – это единственный путь к личной гармонии. Лизе всё удаётся: её голос звучит свободно, в унисон мечте о красоте.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117 (5490) от 01.07.2015.


Комментарии