О, соле мио!

«Не шумная, но уникальная» — так определил выставку «Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо» заведующий отделом русской живописи XVIII – первой половины XIX века Русского музея Григорий Голдовский.

О, соле мио! | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Выставка начинается с «Автопортрета» Сильвестра Щедрина, который благосклонно смотрит на каждого входящего.

Красивый, высокий, элегантный, Сильвестр Щедрин так никогда и не женился. Доподлинно неизвестно даже, были ли в его жизни романтические истории. Его возлюбленной была Италия.

Это наваждение началось в раннем детстве, в императорском Эрмитаже, куда дядя, преподаватель Академии художеств, привел его за ручку. Маленький Сильвестр увидел Венецию кисти Каналетто и, как он вспоминал потом, застыл от восторга и более ничего смотреть не хотел.

Окончив академию с золотой медалью, он получил право на пенсионерскую поездку в страну своей мечты – на три года. Но Европа была охвачена войной с Наполеоном, поездку пришлось отложить, и Щедрин попал туда только в 1818 году, когда ему было уже 27 лет. Казалось бы, вполне сложившийся художник. Но Италия его преобразила. Уже в первых пейзажах, сделанных в Риме, где он запечатлевал величественные руины Колизея и замок Святого Ангела, заметно, как проникают в картины свет и воздух и с ними – дыханье жизни. Он пишет картины на пленэре, с натуры.

В Италии тогда обитало много русских. Благодаря поэту Константину Батюшкову, бывшему чиновником при российской миссии в Неаполе, Щедрин получил заказ от великого князя Михаила Павловича на неаполитанские виды и приехал в город, который полюбил страстно. С палитрой и этюдником, верхом на ослике он объехал окрестности Неаполя, жадно зарисовывая виды Сорренто и Амальфи. «Увидеть Неаполь и умереть», – цитировал он в своих посланиях домой известную итальянскую поговорку. И не подозревал, что судьба его последует именно этому сценарию.

Григорий Голдовский рассказал, что выставка задумывалась как международный проект к 225-летию художника. Предполагалось дополнить его картины из коллекции Русского музея пейзажами итальянских мастеров школы Позиллипо, которые работали тогда в Неаполе и которых русский художник превзошел и затмил, – Антониса ван Питлоо, Джачинто Джиганте. Была уже достигнута предварительная договоренность с итальянскими коллегами, но тут изменилась политическая ситуация, разразился финансовый кризис.

– И нам пришлось перейти на подножный корм, – пошутил Григорий Голдовский, – и обратиться за помощью к нашим отечественным музеям.

Музеи проявили солидарность, выставка сложилась. Не удалось договориться лишь с Эрмитажем, где есть несколько акварелей Питлоо, основателя школы Позиллипо.

– Но мы восполнили этот пробел, использовав медиатехнологии, – заметил Григорий Наумович. – На экранах вы можете «пролистать» биографию Питлоо и ознакомиться с его творчеством.

По его словам, не все картины, которые в российских региональных музеях приписываются Сильвестру Щедрину, действительно написаны им. Но исследования пока не проводились, потому решили ничего не менять, а построить выставку «по нарастающей»: сначала публика видит полотна итальянских представителей школы Позиллипо, затем – работы, которые можно отнести к творчеству Щедрина с определенной долей сомнения, а затем уже – стопроцентно его пейзажи.

Думал ли Щедрин, который задержался в Италии гораздо дольше положенных ему трех лет и постоянно просил о продлении своего пребывания, о возвращении в Россию? Да, особенно в последние годы своей жизни, когда страдал от болезни, которую местные врачи определили как «разлитие желчи». Сегодня считают, что, по всей видимости, это был гепатит – недуг, распространенный в жарком климате Неаполя. Страдая от болей, Щедрин начал тяготиться своим одиночеством, писал родным, что мечтает вновь увидеть Академию художеств, просил подыскать ему невесту. Но вернуться было не суждено. Он умер в возрасте 39 лет в Сорренто. Там и похоронен. На могиле стоит памятник, выполненный скульптором Самуилом Гальбергом, его близким другом.

Большая часть наследия Сильвестра Щедрина была передана его братом Академии художеств. Сегодня большинство полотен поделены между Русским музеем и Третьяковкой.

Художник, который был всю жизнь влюблен в Италию, прославил Россию. Он так писал воду, небо, передавал тончайшие нюансы освещения и движение воздуха, что его считают предтечей импрессионизма. Щедрин на полвека опередил свое время. Спустя годы после его смерти Левитан спорил с расхожим утверждением, что надо непременно ехать в Италию, чтобы стать художником, и задавался вопросом, чем пальмы лучше елок. Но чтобы елки и березки стали живыми на картинах русских художников, нужны были сначала щедринские пинии, лимонные и апельсиновые деревья. Его Италия оказала сильное воздействие на русский пейзаж, она отразилась не только в бесконечных «маринах» Айвазовского, «лунных ночах» и «радугах» Архипа Куинджи. Но и в пейзажах средней полосы России Федора Васильева, Алексея Саврасова, Исаака Левитана.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (5768) от 18.08.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.