«Меридиан дружбы» в Петербурге объединил студентов из разных стран

На логотипе этого фестиваля - сплошь зимняя символика: белый медведь на льдине, плывущей по бездонному и ледяному звездному небу, опоясанному полярным сиянием. Да и среди 12 соревнующихся в конкурсах команд больше всего северян и сибиряков - это петербургские студенты, приехавшие к нам учиться с Камчатки и Чукотки, из Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов, Хакасии и Тувы, а также краев чуть западнее и теплее (из Калмыкии), еще южнее (Узбекистан и Туркменистан) и - впервые - совсем жарких: Сирии, Бурунди, Камеруна, Гвинеи, Мозамбика, Анголы... Но никого - ни африканцев, ни азиатов - в этот день полярная тематика не беспокоила. Всем было одинаково тепло и весело на сцене, в залах и холлах ДК железнодорожников, где Российский государственный гидрометеорологический университет проводил молодежный фестиваль национальных культур «Меридианы дружбы».

«Меридиан дружбы» в Петербурге объединил студентов из разных стран | Сборная команда Африки своим экспрессивным танцем и жаркой перкуссией моментально «разогрела» зал. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сборная команда Африки своим экспрессивным танцем и жаркой перкуссией моментально «разогрела» зал. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В том, что этнофестиваль придумали и уже в десятый раз провели именно в РГГМУ, нет ничего удивительного: в этом университете учатся представители 58 национальностей, здесь 456 иностранных студентов получают образование по квотам Россотрудничества и Минобрнауки, еще 400 осваивают русский язык на подготовительном отделении. Этот вуз - единственный из петербургских входит в Ассоциацию иностранных студентов России.

Впрочем, одним РГГМУ дело не ограничилось: в числе полутора сотен участников фестиваля «Меридианы дружбы» также студенты Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена, СПбПУ Петра Великого, Горного университета, РГИСИ, НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, СПбГУ промышленных технологий и дизайна и других учебных заведений города.

До начала основной фестивальной программы в качестве разминочки - национальные игры, развлечения и состязания: от тувинской борьбы на поясах «хурэш» до ямальского метания тынзяна (ременной аркан) на хорей (трехметровый шест, которым погоняют оленью упряжку). Северянки обучали всех желающих изготовлению кукол и оберегов из меха и бисера, вышивке орнаментов и национальных украшений. Калмыки демонстрировали предметы быта кочевников. Африканцы учили играть на барабанах.

Путь к сердцу студента лежит через желудок, а познавать культуру далекого народа проще через дегустацию его национальной еды, решили организаторы. Наполнить презентационные столы ребятам помогли петербургские национально-культурные объединения. В итоге там было на что полюбоваться и что распробовать: оленина копченая, вареная, нельма соленая, горбуша, кета, кижуч, северные ягоды брусника и морошка (это северо-восток - ЯНАО, НАО, Чукотка, Камчатка), борцоки (Калмыкия), плов, орехи, сладости и арбузы (Узбекистан). От Сирии - мжеддара, блюдо из риса, чечевицы и лука, а также вкуснейший соус из кунжута со сметаной, салат с мятой и экзотические приправы.

У хакасского стола народ толпится, несмело посматривая на расставленные в ряд вареные бараньи головы.

- Мясом с бараньей головы угощают со смыслом: детям дают есть уши - чтобы старших слушали, а язык, наоборот, не дают - чтобы не стали болтливыми, девушке положены глаза - чтобы хорошего мужа увидела, - рассказывает хозяйка стола Настя. Тем, кто не решается пробовать глаза и уши, она предлагает отведать жареного папоротника, супа чорбэ с ячменем и чая из сибирских трав со сладким талханом, изготовленным из пшеницы и меда.

Но все же гвоздем фестивальной программы была не еда, не игры и мастер-классы, а конкурс творческих номеров. Если в прошлом году участников озадачили темой традиционных семейных отношений, то нынче ее значительно усложнили, расширили и углубили: «Национальная культура - ядро духовности народа». Желая как можно ярче и доходчивее рассказать друг другу и публике о глубинной сути и ментальности своего этноса, студенты подготовили театрально-музыкально-танцевальные композиции по сюжетам эпоса, бытовой сказки, традиций и праздников.

Команда Республики Тыва показала красивейшую «Легенду хранителей земли урянхов» (урянхи - первотувинцы). Ненецкий автономный округ средствами хореографии рассказал древнюю сказку «Девушка и Луна». Чукотка очаровала всех праздником Солнца «Тырк-кир», а Камчатка - магическим ительменским обрядом. «Русь» посиделками отметила Покров день. Команда ЯНАО повеселила забавной бытовой сценкой «В гостях у бабушки Хаду». Такими разными, но неизменно красивыми оказались традиционные свадебные обряды - африканские, узбекские и калмыкские... А Республика Хакасия (кстати, получившая впоследствии «Гран-при» фестиваля) сыграла пронзительную и трагическую легенду о волшебной птице хысхылах - чем не история хакасских Ромео и Джульетты?

- Фестиваль - это некий образовательный айсберг: небольшая его часть видима для зрителей, но основное содержание, куда более важное - подготовка программ, поиск материала, постановка номеров, репетиции - остается за кадром, - говорит основательница фестиваля и бессменный его координатор, начальник управления внеучебно-воспитательной работы РГГМУ Галина Гера. - Вот ребята-туркмены нынче поставили сказание о Великом Шелковом пути. Они сетовали, что поздновато взялись за подготовку - так много узнали о своей стране... Прежде чем что-то показать публике, наши студенты сначала изучают тему углубленно. И на фестиваль приводят друзей из других вузов, свои ансамбли.

#фестиваль #молодежь #студенты #Мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6307) от 24.10.2018 под заголовком «О Севере и не только».


Комментарии