О поле, поле, кто тебя?..

Самое, наверное, заметное событие завершившейся программы первого фестиваля искусств «Белые ночи в «Галерее» – это ночной показ в атриуме спектакля Дмитрия Волкострелова «Поле». В отличие от всех других общедоступных событий фестиваля на спектакль можно было попасть только по приглашениям.

О поле, поле, кто тебя?.. | Иллюстрация Маски–Elnu/shutterstock.com

Иллюстрация Маски–Elnu/shutterstock.com

Дмитрий Волкострелов считается сегодня одним из самых прогрессивных режиссеров российского театра – ученик Льва Додина, трехкратный лауреат премии «Прорыв» и однократный – «Золотой маски», он умножает свою славу постановками пьес еще одной ключевой фигуры: минчанина Павла Пряжко.

«Поле» режиссер Волкострелов считает важнейшим, поворотным текстом для всей современной российской драматургии, «построенным по законам квантовой физики», – ничего, говорит он, подобного в отечественной новой драме не случалось ни до, ни после.

О небывалости спектакля свидетельствовали и заботливо разложенные для публики книжечки – либретто с подробным описанием происходящего. Иначе есть риск ничего не понять. В промежутках между сценами – выдержки из словаря: странный аттрактор... теория хаоса... квантовая теория поля... В конце приписка: «Современной физике посвящается».

Если судить по либретто, сюжет о нескольких комбайнерах и их подругах-доярках незатейлив. Павел, Игорь, Марина, Алина, Сергей убирают урожай, жуют чипсы и пьют пиво, забывают дома зарядки, одалживают диск с фильмом Тинто Брасса, торгуются по поводу «золотой цепки», занимаются любовью в кабине грузовика, беззлобно, очень естественно, матерятся друг на друга... Почти учебник русского языка для иностранцев, тема «На ферме».

Ход спектакля меняется из-за того, что сцены идут в случайном порядке. Каждой присвоен номер. Номер скучным голосом называет мальчик, сидящий в углу сцены. Заодно цифра записывается на расчерченной грифельной доске. Трудно сказать, действительно ли порядок случаен – но иногда мальчик называет одну и ту же сцену несколько раз подряд.

Вот снова звучит «три» – и актеры покорно встают и в который раз начинают:

– Павлик, мама просила, чтобы ты после работы в магазин заехал. Что, ты не можешь, да?

– А что надо купить?

– Сахар. Килограмм.

– Так что вы, килограмм сахара не можете купить без меня?!

– Ну понятно. Мама, значит, сама пойдет...

Выносливость, с которой актеры в который раз – и снова убедительно! – играют свою сценку, впечатляет. Это для них испытание. Для зрителей тот же процесс быстро делается рутиной. На третий раз звучат нервные смешки. «Сорок четыре!» – кричат из зала шалуны, пролиставшие либретто и желающие посмотреть эротическую сцену. Актеры, конечно, не реагируют.

Эротическая «сорок четвертая», кстати, не радует откровенностью: актеры просто стоят и в упор глядят друг на друга, ритмично постукивая ногами. Все-таки это слишком современный театр, чтобы быть предсказуемым.

В сущности же два часа «Поля» – очень многозначительное, очень серьезное и очень унылое, мертвенное зрелище. Из самого названия, которое кроме сельской темы намекает и на физическое понятие поля, и на поле грифельной доски, и на поле настольной игры, по которому ходят дегуманизированные фигуры-персонажи, – из одной этой множественности видна неутолимая жажда «поинтересничать».

Конечно, всегда могут сказать, что все эти намеки делаются с полнейшей самоиронией. Беда в том, что и ирония эта тут не более осмысленна и нужна, чем нужны ссылки на квантовую физику. Она здесь присутствует просто как необходимый модный атрибут. Как и взламывание сюжета, и деконструкция стиля, и все прочие приемы хорошо если тридцатилетней давности. Трудно вспомнить что-то менее свежее – и притом представленное с таким апломбом, будто весь этот постструктурализм открыт неделю-другую назад лично автором. Представляется король не то что голый, а просто-таки вывернувшийся наизнанку, лишь бы убедить в своей оригинальности.

Такая жажда, кажется, и составляет главное содержание пьесы, да и режиссуры с драматургией заодно. Жизни здесь нет.

Во второй половине сюжет избавился от надоевшего механизма случайности и шел уже пободрее. На какие-то пять минут даже стало смешно – когда у комбайнеров приключились галлюцинации, и оказывается, что поле они убирали не свое, а европейское, зерно, вполне может быть, мнимое, но потомственный комбайнер все равно должен его убрать. Ну а в рождение телят вполне может вмешаться странный аттрактор. Такая сорокинская нотка с подтекстом размышления о национальной странности забавляла – скорее, автоматически. Но ненадолго – да и постановка уже близилась к концу. На грифельной доске нацарапано: «Марина стоит и глобально не знает, что ей делать дальше».

Публика задавалась примерно тем же вопросом. В самом деле, как ехать домой из «Галереи», когда на дворе третий час ночи?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 122 (5739) от 08.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...