О временах глухих и грозных

Сегодня в Капелле состоится авторский вечер Сергея СЛОНИМСКОГО. Впервые в нашем городе прозвучат фрагменты из оперы «Видения Иоанна Грозного». Будут исполнены также Симфониетта и ораториальная сюита из оперы «Виринея».
С композитором беседует корреспондент Елена ХОЛШЕВНИКОВА.

О временах глухих и грозных |

— Почему такой выбор? Есть ли в программе вечера нечто общее, что соединяет эти сочинения — первую вашу оперу с последней?

— В составлении этой программы принимал непосредственное участие художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко. Мы сотрудничаем с ним очень давно, с начала 60-х годов. Он один из лучших интерпретаторов моих симфонических и хоровых произведений. Нас обоих волнуют времена трагических сломов истории.

— Каково жить в эпоху потрясений, революций, переворотов? Может ли обыкновенный человек вынести крушение привычного уклада, верований, жизненных правил и не сломаться? Об этом была уже и ваша «Виринея». Не так ли?

— Опера была написана в год 50-летия революции, но и сегодня я не изменил бы в либретто ни одного слова. Каждый из ее персонажей вносит свой вклад в гибель старого мира, в разрушение собственной души, собственной жизни. Одни — чрезмерной непримиримой активностью, другие — непротивлением. Части оперы так и названы: «Конец власти», «Конец веры», «Конец семьи». Три опоры, которых насильственно лишается человек; и это не может не сокрушить его как личность.

Это истинная трагедия, так и воспринимали революцию, гражданскую войну Блок, Ахматова, Бунин. И поэтому так отвратительно мне нынешнее ерническое, издевательское отношение к событиям тех лет. Нельзя превращать трагедию в шутовской балаган.

— В музыкальном тексте «Виринеи» вы используете фольклорные напевы...

— Все немного сложнее. Фольклор знать необходимо, но самому при этом сочинять так, чтобы мелодии казались народными.

— Блестящий пример тому — ваша музыка к фильму «Республика ШКИД». Большинство воспринимает ее как городской фольклор. Видно, поэтому музыкальная заставка к программе «Итого» лишь совсем недавно обрела авторство, и в титрах стали упоминать ваше имя.

— А между тем ни в «Виринее», ни в «Видениях Иоанна Грозного» нет фольклорных цитат. Я очень люблю музыку XVI века. Именно тогда в церковном обиходе Новгорода родилось русское профессиональное многоголосие — строчное трехголосное пение. Иван Грозный, разгромив Новгород, ввел понравившийся ему музыкальный стиль в московский обиход. Он знал толк в поэзии и музыке, написал стихиру «На праздник иконы Владимирской Божьей Матери». Сочиняя хор опричников, я использовал текст этой стихиры, но музыку написал свою. Но это не стилизация церковных распевов. Чтобы все было достоверно, необходимо не просто почувствовать эпоху, но вжиться, проникнуть в нее. Я как бы перевоплощался в новгородского распевщика XVI века.

Либретто оперы написал мой давний соавтор Яков Гордин. Очень помогли книги наших историков — Соловьева, Ключевского, Скрынникова. Но в первую очередь — великого гуманиста Карамзина. Мне близки его идеи, психологические характеристики персонажей эпохи, его эмоциональные и художественные образы.

Отчего гибнет вольный Новгород? Отчего покоряется Москве? Новгородцы — честные и мужественные люди, не однажды побеждавшие иноземных врагов, не хотят идти против русского царя. А тот развращен и ослеплен властью, становится тираном, губителем соотечественников. И своей души.

— Темы: власть и тиран, власть и народ — вечны и актуальны всегда. А кто слушатели ваших сочинений? Подготовленные интеллектуально и эстетически немолодые люди? Существует убеждение, что симфонические концерты посещают лишь старики. По моим наблюдениям, на концертах Филармонии бывает немало молодых.

— Категорически не согласен с расхожим утверждением, что серьезная музыка интересна лишь пожилым. В этом случае — у симфоний, опер, ораторий нет будущего. Но, к счастью, это не так. Говорю это с уверенностью человека, постоянно работающего с детьми, студентами. Я с радостью вижу на концертах молодые лица. Не надо создавать образ тупой молодежи, любящей только стандартную коммерческую рок-музыку. В этом особенно преуспело телевидение. Мир многолик, и молодые разные. Я постоянно сотрудничаю со Школой искусств имени Рахманинова (директор Елена Охроменко) и с охтинским Центром музыкально-эстетического воспитания, с такими энтузиастами, как его директор Лев Аншелес и педагог-пианистка Любовь Борухзон. Надо только любить детей, воспитывать, работать с ними. И хотя бы изредка представлять на телевидении нормальную молодежь, которая грамотно говорит и к тому же не чурается серьезной музыки. Создать престижный альтернативный образ юного поколения.

Добавлю, что Симфонический оркестр Капеллы очень молодой, и мне приятно, что именно этот коллектив исполнит мои сочинения, среди которых упомяну и Симфониетту, посвященную Владиславу Чернушенко.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (2181) от 18.02.2000 года. 

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.