О временах глухих и грозных

Сегодня в Капелле состоится авторский вечер Сергея СЛОНИМСКОГО. Впервые в нашем городе прозвучат фрагменты из оперы «Видения Иоанна Грозного». Будут исполнены также Симфониетта и ораториальная сюита из оперы «Виринея».
С композитором беседует корреспондент Елена ХОЛШЕВНИКОВА.

О временах глухих и грозных |

— Почему такой выбор? Есть ли в программе вечера нечто общее, что соединяет эти сочинения — первую вашу оперу с последней?

— В составлении этой программы принимал непосредственное участие художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко. Мы сотрудничаем с ним очень давно, с начала 60-х годов. Он один из лучших интерпретаторов моих симфонических и хоровых произведений. Нас обоих волнуют времена трагических сломов истории.

— Каково жить в эпоху потрясений, революций, переворотов? Может ли обыкновенный человек вынести крушение привычного уклада, верований, жизненных правил и не сломаться? Об этом была уже и ваша «Виринея». Не так ли?

— Опера была написана в год 50-летия революции, но и сегодня я не изменил бы в либретто ни одного слова. Каждый из ее персонажей вносит свой вклад в гибель старого мира, в разрушение собственной души, собственной жизни. Одни — чрезмерной непримиримой активностью, другие — непротивлением. Части оперы так и названы: «Конец власти», «Конец веры», «Конец семьи». Три опоры, которых насильственно лишается человек; и это не может не сокрушить его как личность.

Это истинная трагедия, так и воспринимали революцию, гражданскую войну Блок, Ахматова, Бунин. И поэтому так отвратительно мне нынешнее ерническое, издевательское отношение к событиям тех лет. Нельзя превращать трагедию в шутовской балаган.

— В музыкальном тексте «Виринеи» вы используете фольклорные напевы...

— Все немного сложнее. Фольклор знать необходимо, но самому при этом сочинять так, чтобы мелодии казались народными.

— Блестящий пример тому — ваша музыка к фильму «Республика ШКИД». Большинство воспринимает ее как городской фольклор. Видно, поэтому музыкальная заставка к программе «Итого» лишь совсем недавно обрела авторство, и в титрах стали упоминать ваше имя.

— А между тем ни в «Виринее», ни в «Видениях Иоанна Грозного» нет фольклорных цитат. Я очень люблю музыку XVI века. Именно тогда в церковном обиходе Новгорода родилось русское профессиональное многоголосие — строчное трехголосное пение. Иван Грозный, разгромив Новгород, ввел понравившийся ему музыкальный стиль в московский обиход. Он знал толк в поэзии и музыке, написал стихиру «На праздник иконы Владимирской Божьей Матери». Сочиняя хор опричников, я использовал текст этой стихиры, но музыку написал свою. Но это не стилизация церковных распевов. Чтобы все было достоверно, необходимо не просто почувствовать эпоху, но вжиться, проникнуть в нее. Я как бы перевоплощался в новгородского распевщика XVI века.

Либретто оперы написал мой давний соавтор Яков Гордин. Очень помогли книги наших историков — Соловьева, Ключевского, Скрынникова. Но в первую очередь — великого гуманиста Карамзина. Мне близки его идеи, психологические характеристики персонажей эпохи, его эмоциональные и художественные образы.

Отчего гибнет вольный Новгород? Отчего покоряется Москве? Новгородцы — честные и мужественные люди, не однажды побеждавшие иноземных врагов, не хотят идти против русского царя. А тот развращен и ослеплен властью, становится тираном, губителем соотечественников. И своей души.

— Темы: власть и тиран, власть и народ — вечны и актуальны всегда. А кто слушатели ваших сочинений? Подготовленные интеллектуально и эстетически немолодые люди? Существует убеждение, что симфонические концерты посещают лишь старики. По моим наблюдениям, на концертах Филармонии бывает немало молодых.

— Категорически не согласен с расхожим утверждением, что серьезная музыка интересна лишь пожилым. В этом случае — у симфоний, опер, ораторий нет будущего. Но, к счастью, это не так. Говорю это с уверенностью человека, постоянно работающего с детьми, студентами. Я с радостью вижу на концертах молодые лица. Не надо создавать образ тупой молодежи, любящей только стандартную коммерческую рок-музыку. В этом особенно преуспело телевидение. Мир многолик, и молодые разные. Я постоянно сотрудничаю со Школой искусств имени Рахманинова (директор Елена Охроменко) и с охтинским Центром музыкально-эстетического воспитания, с такими энтузиастами, как его директор Лев Аншелес и педагог-пианистка Любовь Борухзон. Надо только любить детей, воспитывать, работать с ними. И хотя бы изредка представлять на телевидении нормальную молодежь, которая грамотно говорит и к тому же не чурается серьезной музыки. Создать престижный альтернативный образ юного поколения.

Добавлю, что Симфонический оркестр Капеллы очень молодой, и мне приятно, что именно этот коллектив исполнит мои сочинения, среди которых упомяну и Симфониетту, посвященную Владиславу Чернушенко.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (2181) от 18.02.2000 года. 


Комментарии