О чем поведает клякса
«Музей беспорядка» - такими словами детского поэта Виктора Викторова, популярного в 1960-х годах, назвал музей «Разночинный Петербург» свою новую выставку в Большом Казачьем переулке. Речь идет о гимназистах и школьниках давних и не столь давних лет.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Осторожно! Беспорядок! Возможность заражения!» Уголок, где царит хронологический хаос, - отправная точка выставки. Попасть туда может только экскурсовод: он надевает белые перчатки и проникает в «зараженную зону».
- Мы спрашиваем у детей, предметы какого времени они здесь видят, - говорит куратор выставки Елена Техова. - Компьютер - естественно, из нашего. Ранец - из советского. Стереоскоп - вообще столетней давности. Патефон - чуть помладше...
Пунктирная линия делит выставочный зал на две половины. На одной - как было до революции, на другой - после. Пунктир прочертил пополам и школьную парту, знакомую всем бабушкам и дедушкам, с наклонной столешницей и откидными крышками. Этот предмет мебели - 1960 года, но конструкция была придумана российско-швейцарским ученым-гигиенистом Федором Федоровичем Эрисманом еще до революции, и именно за такими партами учились гимназисты в начале прошлого века и советские школьники до шестидесятых годов. Все было выверено до мелочей: практически вертикальная спинка скамьи - чтобы ребенок не сутулился. Точно рассчитано расстояние от глаз до столешницы, чтобы у детей не развивалась близорукость.
- Принято считать, что 1917 год был во всем началом новой жизни. А мы на конкретных примерах показываем, что советская школа восприняла немало хорошего из прежней дореволюционной. Не все было выброшено, как тогда говорили, с «парохода современности», многое осталось, просто мы об этом не задумываемся, - поясняет Техова.
Да, поначалу отменили оценки, школьные задания, но затем постепенно, к 1930-м годам, приметы и традиции прежнего учебного процесса возвращались. Значит, не все там, при «проклятом царском режиме», было так плохо. Вплоть до того, что в 1943 году даже ввели раздельное обучение мальчиков и девочек - по образцу дореволюционных гимназий...
- Сравните хотя бы парадную форму дореволюционных гимназистов и школьников середины ХХ века - как они похожи! Золотые и серебряные медали были и до и после революции. Как и традиция дарить книги за отличную учебу... Даже в символике пионерской организации многое было взято из скаутского движения. Ну а «Занимательная физика» Якова Перельмана - вообще вне политики, - напоминает куратор выставки.
Вся выставка наполнена историческими параллелями. И до революции и после нее девочки вели альбомы, в которые записывали посвящения и афоризмы. В советское время вели записи полезных дел. Коллекционировали марки - и до и после революции. В ту пору заветной мечтой каждого школьника-гимназиста был «волшебный фонарь». Спустя полвека ему на смену пришли электрические диапроекторы, теперь - всевозможные гаджеты.
Сориентироваться в мире гимназиста столетней давности помогает его послание, придуманное музейщиками. «Меня зовут Петя. Мне десять лет...» Чернильные кляксы закрывают непонятные слова. И ребята ищут на выставке то, что зашифровано. Например, башлык... Почти никто сегодня не представляет, что это такое. А дореволюционные гимназисты просто не могли обойтись без подобного предмета одежды. Это нечто вроде капюшона с двумя длинными концами, который обматывали вокруг шеи как шарф. В зимнюю стужу башлык надевали поверх гимназической фуражки. Дети его ненавидели: он был из верблюжьей шерсти, очень колючий, а когда намокал, становился тяжелым и еще менее приятным. А еще башлык поедала моль, поэтому от него стремились просто избавиться.
- Наш подлинный башлык начала ХХ века - редкость, - говорит Елена Техова. - Кстати, и дневников учащихся дореволюционных гимназий тоже почти не осталось. У мальчишек был ритуал: в конце учебного года они свои дневники сжигали... Мы предлагаем детям подумать, какой предмет из их семейной коллекции мог бы стать музейным экспонатом. И ребята (с помощью родителей, конечно) припоминают свои домашние реликвии: у кого-то - старинные часы, у кого-то - книги, альбомы с фотографиями. Часто вспоминают про военные награды дедушек и прадедушек.
В конце занятия детям предлагают написать что-нибудь пером. И это оказывается для них настолько увлекательным, что им просто не оторваться. Кстати, найти сегодня перышки не проблема: они продаются в лавках для художников. А чернила - в канцелярских магазинах.
Материалы рубрики
В ГМЗ «Павловск» представили выставку о внуке Николая I
Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 июля 2022
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии