О дворцах и козлах Петергофа
В ближайшие годы в парках Петергофа и Ораниенбаума нас ждут новые открытия. Несмотря на экономические трудности. О свершениях и перспективах говорили в музее-заповеднике «Петергоф», подводя итоги 2014-го.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
К сожалению, не всегда получается все, что запланировано. Полное завершение реставрационных работ по Ораниенбауму было намечено еще на 2013 год. Теперь сроки отодвигаются – как минимум на пять лет.
Продолжается реставрация Китайского дворца, начавшаяся в 2009-м. Первый ее этап завершился три года назад, когда отреставрировали четыре зала, включая единственный в мире Стеклярусный кабинет. Теперь – вторая очередь. В июле нынешнего года открыли два зала – Розовую гостиную и Гардеробную. Реставрацию следующих залов предполагается завершить в 2016 году, а восстановление последних восьми залов начнется в 2017-м.
Как отметила генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, с реставрацией Китайского дворца музею-заповеднику было бы не справиться, если бы не финансовая поддержка компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» и концерна BASF. Месяц назад состоялось подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между музеем-заповедником, германским «Витерсхалл Холдинг ГмбХ» и Петербургской реставрационной компанией. Документ предусматривает первоочередные противоаварийные и выборочные работы в трех помещениях Китайского дворца, а также реставрацию там же Большого зала и Галереи.
– Договор подписали, несмотря на все трудности нынешних международных отношений, – отметила Кальницкая. – Культура должна быть вне политики.
Среди событий нынешнего года в музее-заповеднике – открытие новых музеев «Государевы потехи» (в нем использованы новейшие мультимедийные технологии) и «Фельдъегерский дом», проведение открытого городского конкурса «Петергоф в творчестве детей». Новые для ГМЗ «Петергоф» направления – устройство передвижных выставок (проекты, посвященные 100-летию Первой мировой войны и 200-летию со дня рождения Лермонтова) и создание филиалов в регионах.
Так, в конце сентября в Тамбове открылся музейный комплекс «Усадьба Асеевых». К его открытию была подготовлена выставка «Из Тамбова в Петергоф. Путь энтузиаста», посвященная судьбе Анатолия Шеманского. Уроженец Тамбова, в 1920-х и 1930-х годах он работал в Петергофе, где прошел путь от практиканта до замдиректора по научной работе. В 1941 году ушел на фронт и погиб, защищая Ленинград...
В начале следующего года будет отмечаться трехсотлетие Большого Петергофского дворца. Дату его основания принято отсчитывать от указа Петра, повелевшего «в Петергофе палатки сделать, канал от моря выкопать и камнем диким выкласть». К юбилею будут приурочены специальная выставка, мультимедийный проект для входной зоны дворца и научно-практическая конференция.
В нынешнем году наконец-то стала более-менее ясна судьба Нижней дачи в парке «Александрия». Как известно, это сооружение пережило войну и было взорвано в 1960-х годах; уцелели лишь руины первого этажа. Причем, как выяснилось, все, что после взрыва можно было не вывозить, просто закопали рядом в ямах и рвах.
Идея восстановления Нижней дачи будоражит умы уже несколько десятилетий, и в последние годы ГМЗ «Петергоф» совместно с НИИ «Спецпроектреставрация» разработал три варианта: консервация руин, полное или частичное воссоздание. На выездном заседании коллегии Министерства культуры, состоявшемся в музее-заповеднике 6 декабря, было принято решение взять за основу вариант частичного воссоздания. При этом будут сохранены подлинные исторические фрагменты, восстановлен силуэт прибрежной полосы, а в самом новоделе разместится многофункциональный музейный центр, которого в Петергофе так не хватает. Но произойдет это не ранее чем через десять лет.
Едва ли не самый проблемный объект, находящийся ныне в ведении ГМЗ «Петергоф», – лежащий в руинах Ропшинский дворец. Как рассказала Кальницкая, скорее всего, там разместится учебный реставрационный центр. Проект благосклонно встретил министр культуры Владимир Мединский. Но затраты предстоят колоссальные: бюджет восстановления дворца, просчитанный на старте, – пять миллиардов рублей. Как с грустью отметила директор ГМЗ «Петергоф», Ропше – быть, но не завтра...
И, наконец, о новогоднем. Памятуя о том, что будущий год пройдет под знаком козы (или козла), 25 декабря в западном корпусе Фермерского дворца, что в парке «Александрия», откроют выставку-шутку «Рога и копыта». В ее основе – коллекция фигурок козлов, которую уже больше десяти лет собирает Елена Кальницкая. Случайного ничего нет: когда-то на месте «Александрии» находился зверинец с дикими козами.
И напоследок хорошая новость, которая интересна всем: цены на билеты в музее-заповеднике «Петергоф» в будущем году повышаться не будут.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5366) от 22.12.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии