О доходах и просвещении

В рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялся «круглый стол» «Экономика культуры». Он был посвящен реформам в музейной сфере России и Италии.

О доходах и просвещении | ФОТО alexwhite/shutterstock.com

ФОТО alexwhite/shutterstock.com

Открывая встречу, Михаил Пиотровский представил собравшимся новые выставочные пространства Эрмитажа – Главный штаб и фондохранилище музея в Старой Деревне и отметил, как важно сохранять баланс между общественной и просветительской ролью музеев и доходами, которые они приносят городу.

Министр культуры и туризма Италии Дарио Франческини начал разговор с того, что две самые консервативные в музейном мире страны – Россия и Италия – проводят революционные реформы.

Он назвал свое министерство самым важным экономическим ведомством Италии. Вложенные в область культуры средства помогают процветанию страны. Два года назад был принят закон, объединивший в одно министерство культуру и туризм. Критики утверждали, что такое объединение повредит культуре.

Но туризм, справедливо отметил Франческини, тесно связан с культурой, он обогащает людей. Путешествуя, люди многое видят и узнают, даже если просто едут к морю. Число путешествующих растет, все новые страны вовлекаются в орбиту туризма. Культурное наследие привлекает людей, вносит вклад в экономику страны.

Теперь музеи получили самостоятельность, но возросла их ответственность и сменилось руководство.

Международный конкурс определил 20 новых директоров, из которых 7 не итальянцы. Таким, можно сказать, практическим способом итальянские музеи перенимают опыт других стран. Уже можно подвести первые итоги: возросла посещаемость.

– Сегодня мы работаем в двух направлениях, – сказал Франческини. – Делаем все, чтобы люди могли ознакомиться с наследием страны, – перенаправляем потоки посетителей к малоизвестным памятникам и коллекциям. И увеличиваем обмен между нашими странами, художниками, учеными. Мы должны знать друг друга, чтобы развиваться.

Экономист декан Европейского университета Максим Буев говорил об исследованиях на тему, как влияет музей на экономику города. Ученые констатируют: происходит глобализация экономики. Появился термин «глобальный город». В мире таких городов 100 – Лондон, Нью-Йорк, Сингапур... В России два: Москва и Петербург. На карте мира можно провести «культурный контур» – Лондон – Петербург – Париж – Милан – Венеция. Между этими городами надо укреплять связи и развивать обмен.

Оценить эффективность музеев непросто. В Англии в этом году опубликован отчет, из которого следует, что фунт, вложенный в развитие музея, приносит втрое больше. Показателей много, здесь и рабочие места, и привлечение туристов в город... Исследования показали, что КПД Эрмитажа выше – каждый рубль из федерального бюджета приносит четыре.

Мэр Венеции Луиджи Бруньяро рассказал, что в его городе одиннадцать муниципальных музеев, они принимают тридцать миллионов посетителей в год. В основном все хотят видеть центр. Венеция, как и Петербург, – перекресток культур. С недавнего времени в Венеции открыт центр «Эрмитаж – Италия».

Эрмитаж сделал выбор в пользу открытости раньше других музеев мира.

Аплодисменты в процессе делового разговора сорвал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он начал с того, что наследие, если оно не становится частью современной жизни, уходит в небытие. Напомнил, что Лихачев, Собчак и Пиотровский первыми поняли, что культура может быть двигателем экономики. Так родилась идея Петербург – культурная столица России. Городу требовались инвестиции, благодаря культуре он их получил. Культура имеет цену вне зависимости от стоимости барреля нефти. Чем дешевле нефть, тем дороже культура.

Айке Шмидт не скрывал, что вступил в должность директора галереи Уффици несколько недель назад. Он считает своей задачей «ввести в оборот» недооцененные музеи Флоренции. В галерею Уфицци стоит очередь, а в музеях по соседству малолюдно. Там тоже картины Тициана, Рафаэля. Есть план соединить преуспевающие и еще не открытые для массовой публики музеи. Для их популяризации предложено применить новые информационные технологии.

Начальник службы развития Эрмитажа Екатерина Сираканян рассказала о новой форме привлечения инвестиций – фонде целевого капитала музея, доход от которого идет на реставрационные работы и покупку экспонатов.

Завершал встречу министр культуры РФ Владимир Мединский. Декабрьские встречи в Петербурге, считает министр, должны стать постоянными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5607) от 16.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?