О чем поет бас

Cолист Мариинского театра бас Михаил Петренко выступил в Концертном зале с сольным концертом, а 16 и 23 января он выйдет в партиях короля Генриха Птицелова в «Лоэнгрине» Вагнера и Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова. С одним из лучших молодых басов мира Михаилом ПЕТРЕНКО беседует музыковед Владимир ДУДИН.

О чем поет бас | ФОТО Александра БОДРОВА из архива певца

ФОТО Александра БОДРОВА из архива певца

– В Концертном зале вы выступили с произведениями Рахманинова. Насколько вам близка его музыка?

– Сергей Васильевич Рахманинов – мой любимый композитор. Концерт, целиком посвященный его вокальному творчеству, стал осуществлением моей давней мечты. В музыке Рахманинова есть что-то, глубоко созвучное моей природе. Я понимаю этот мир, любовь, природу так же, как он. Музыка Рахманинова для меня – квинтэссенция романтизма, романтического отношения к жизни. На его творчество существуют разные взгляды, но я склонен воспринимать его как светлого композитора.


– Страдания в его музыке вы не чувствуете?

– На мой взгляд, в его романсе «Как мне больно» имеется в виду сладкая боль – бурление чувств в душе молодого человека – мечтающего, влюбленного. Во влюбленности ведь тоже присутствует элемент боли. Это та боль, которую человек вспоминает впоследствии с радостью и благодарностью, не как к горькому опыту, а как к сильнейшему переживанию, которое он с удовольствием пережил бы снова.


– Романсы Рахманинова вы исполняли на фестивале в Вербье вместе с пианистом Денисом Мацуевым. В Концертном зале Мариинского театра вы спели их вместе с Мариной Мишук. Концертмейстеры сильно влияют на изменение степени выразительности?

– Исполнение камерной музыки не означает, что пианист лишь аккомпанирует певцу: это на 100 процентов совместное творчество. Если нет понимания и чувства друг друга, наслаждения взаимностью, ничего не получится. Денис и Марина Васильевна – два ярких, очень разных музыканта. Марина Мишук – выдающийся концертмейстер, Денис Мацуев – солист, ураганоподобное явление природы. Он, пианист, ни в коем случае не затмевал меня, певца, своей индивидуальностью. Затмевать – непрофессионально, а он – профессионал.


– Насколько полезен оказался для вас опыт исполнения Вагнера?

– Он оказался очень полезен для всей моей карьеры. Когда я был совсем юным певцом, мне выпала честь спеть партию Хагена в «Гибели богов» в Мариинском театре. Я вырос тогда как профессионал и в техническом, и в артикуляционном плане, стал более выносливым благодаря протяженности партий. Над Вагнером со мной работала Марина Мишук, которая отвечает у нас за немецкую музыку, и Ричард Тримборн, великолепный коуч, готовивший с нашими солистами тетралогию «Кольцо нибелунга». Я много исполнял Вагнера и за рубежом – в Берлине, Зальцбурге, Милане, где со мной занимались носители языка.


– Минувшим летом вы исполнили в Мариинском театре цикл «Песни и пляски смерти» под управлением немецкого маэстро Кристофа Эшенбаха. Он открыл вам что-то новое в этом очень тяжелом цикле?

– Впервые с Эшенбахом я исполнил этот цикл в Мариинском театре 15 лет назад. С тех пор пою его везде. Эшенбаха я охарактеризовал бы как наиболее гибкого музыканта, который если чувствует, что у певца есть какая-то своя убедительная идея, тут же ею увлекается и ведет оркестр в этом русле. Он невероятно открытый и создает ощущение, будто становится рабом, исполняющим твою волю.


– Не поделитесь своими творческими планами?

– 23 января я дебютирую в Мариинском театре в партии Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова, а затем надолго отправлюсь в Нью-Йорк петь Фигаро в «Свадьбе Фигаро» в «Метрополитен-опере». Я стал петь много Вагнера и в какой-то момент попытался переломить тенденцию, предложив попробовать меня в другом репертуаре. Сейчас эта волна наконец дошла. Хотя не могу сказать, что на Вагнере мой голос устает больше, чем когда я пою Верди или Моцарта. Просто хочется разнообразия.


– Какую ближайшую работу вы воспринимаете как вызов, испытание на прочность?

– Партию Мефистофеля в опере «Осуждение Фауста» Берлиоза, которую мне предстоит исполнить в сентябре в Японии. Это будет абсолютно новая для меня громадная, сложнейшая партия. Берлиоз настолько интересен, насколько и жесток для исполнителей. Имея в багаже несколько партий в операх Берлиоза, могу уверенно сказать, что выучить его музыку крайне сложно.


– За что, на ваш взгляд, так любят басов?

– Вероятно, в момент их звучания в теле слушателей что-то начинает приятно вибрировать, к тому же басы не раздражают высокими частотами. Если же серьезно, то я пытаюсь каждый раз находить все больше красок и активно подключать актерскую составляющую. К моим выступлениям можно относиться по-разному, но они точно никогда не бывают скучными.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5622) от 15.01.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.