О чем дева плачет

На экраны кинотеатров вышел военно-исторический фильм Дмитрия Месхиева «Батальонъ», повествующий о судьбе георгиевского кавалера, подпоручика Марии Бочкаревой и ее уникального подразделения.

О чем дева плачет | Источник: Elnur.ru

Источник: Elnur.ru

Первоначально фильм назывался «Батальон смерти» – но, вероятно, это название показалось продюсерам слишком пугающим, привносящим в восторженно-патриотическую интонацию картины некие излишне тревожные нотки. Однако исторически оно было бы точнее: батальон Марии Бочкаревой со всем революционным простодушием именовался «Первой женской военной командой смерти». «Уйдем и умрем!» – говорила «госпожа начальница», напутствуя своих подопечных. И нисколько не обманула.

Женский батальон был создан весной 1917 года по приказу Временного правительства. Деморализованная и разлагающаяся армия отказывалась воевать, и чтобы хоть как-то поправить дело, в ход пошел оригинальный пропагандистский резерв: женщины-солдаты своим личным примером должны были устыдить и одновременно вдохновить мужчин. Командира искать не приходилось: Мария Бочкарева по личному разрешению Николая II была на фронте с 1914 года, участвовала в боевых действиях, имела ордена и медали. «Доброволиц» нашлось немало – записываться в женский отряд шли и крестьянки, и курсистки, и барышни из хороших фамилий (дочери генералов и адмиралов). Исправно служа основной цели – пропагандистской – «женская команда смерти» не собиралась выполнять исключительно декоративные функции. После недолгой подготовки батальон был отправлен на фронт, в начале июля участвовал в сражении под Сморгонью. И сразу потерял больше половины убитыми и ранеными. Всего было создано несколько подобных батальонов, но в бою побывал только бочкаревский (Зимний дворец будет защищать совсем другая команда).

Что и говорить, это потрясающая история. Особенно если учитывать то, что произошло с Марией Бочкаревой дальше (и что в фильм не вошло совсем): она отказалась сотрудничать с большевиками (чуть ли не сам Троцкий ее уговаривал), оказалась у Корнилова, по его приказу отправилась в Америку и Англию, где встречалась с президентом Вудро Вильсоном и королем Георгом V. «Русская Жанна д,Арк», «простая баба, мужем битая, попами пуганая», бывшая любовница бандитского главаря, умела произвести впечатление – в США в 1919 году даже вышла ее биография. Бочкарева вернулась в Россию, в родной Томск, примкнула к армии Колчака. Была расстреляна в 1920-м. Ей было тогда чуть за тридцать.

Но авторов фильма эта феерическая судьба и этот необыкновенный, очень непростой и вовсе не благостный характер не интересует вовсе – тем более что заграничные вояжи корниловского эмиссара плохо вписываются в сочиненную ими историю, где главными врагами русской армии объявлены «лживая свобода и немецкий шнапс». К тому же «роль личности в истории» вновь пересматривается в духе концепции соцреализма: частная трагедия, индивидуальный подвиг – это не тот масштаб, которого достоин фильм, заранее одобренный Минкультом, Русским военно-историческим обществом, Русским географическим обществом, Газпромбанком, Транснефтью и «Первым каналом» (нам предстоит еще и одноименный телесериал). Нужны «огромные массы масс», нужна коллективная жертва – нужен эпос.

Поэтому главным в фильме, по идее, должен стать именно «батальон» – коллективный герой на фоне глобальных исторических событий. Но в сценарии Ильи Авраменко и режиссуре Дмитрия Месхиева Первая мировая война сводится к ничего не объясняющим кадрам кинохроники и трем заседаниям изрядно растерянного генштаба во главе с Керенским (Марат Башаров) в скверно пошитом френче (это, вероятно, «сатирическая деталь»). Самим же «доброволицам» пришлось стать не собранием индивидуальностей, а поверхностным набором социальных характеристик: «трепетная графиня», «строгая барышня», «домашнее дитя», «преданная служанка», «здоровая крестьянка», «жена офицера», «еврейка», «стервозная гопница». Остальные – и вовсе безликая масса стриженных под ноль девиц в тяжелых сапогах.

Но даже те молодые актрисы, кому досталась роль «с ниточкой» (то бишь больше странички текста), отработав свой выходной номер, становятся неразличимыми – закатывают глаза, тянут шейки, ставят брови драматическим домиком и ежеминутно сдерживают слезы от переполняющих их возвышенных чувств (натурально ревут, только когда им головы бреют налысо). Одна может петь вокализы, а другая – сгибать дугой кочергу, но каждая готова «уйти и умереть». Большинству так и придется – под артобстрелом, в тряпочных противогазах, делающих всех окончательно одинаковыми.

«Батальонъ» без колебаний разменивает эпос на мелодраматические, бульварные или попросту лубочные штампы: верная служанка идет на фронт вслед за любимой госпожой, гордая графиня скрывает беременность – лишь бы ей дали штык, пролетарская стерва третирует великосветских товарок, темная крестьянка восхищенно ласкает диковинное чудо техники – пулемет. Доставшийся от убитого, а впоследствии воскресшего жениха, образок падает из ослабевших рук, невыносимо долго и назидательно подпрыгивая на крупном плане. Пленный немец не только оказывается хитрым шпионом, но и зверски убивает трогательную худышку-конвоира – в лучших традициях партизанских эпопей «Беларусьфильма» середины семидесятых. Остальное – смесь «...А зори здесь тихие» и «Солдата Джейн» в ученическом пересказе.

Все это должно растрогать зрителя. Причем растроган он обязан быть с первой до последней минуты фильма: громкая надрывная музыка идет непрерывным рыдающим потоком, персонажи то и дело застывают в пароксизме умиления, гордости и восторга то вместе, то поврозь. Играют преимущественно скверно – и это притом что актеры по большей части хорошие, а то и выдающиеся, и если уж они так «жмут» и безбожно наигрывают, то, стало быть, так была поставлена режиссерская задача.

Мария Аронова с ее неповторимой актерской органикой в роли Марии Бочкаревой «проста, как правда» и в одиночку пытается решать все проблемы фильма. Она убедительна, когда со всей дури орет на распоясавшуюся солдатню во главе с Артуром Вахой (никаких «кто любит меня – за мной!» для русской «Жанны д,Арк» не припасено), и обаятельна, когда совершеннейшей «маманей», шлепая босыми ступнями, в одной сорочке топает по казарме. Но даже Ароновой приходится вносить положенную слезную лепту в общий мелодраматический котел.

Этот фильм мог бы стать наивной и жизнеутверждающей проповедью отечественного феминизма: «бабы у нас молодцы, а настоящих мужиков в помине нет» – трудно найти другую такую же вульгарную, однобокую и одновременно популярную идею. Но «госпожу начальницу» – прямо на глазах у тех солдат, которых приказано было вдохновлять своим примером, – зверски избивает невесть откуда взявшийся злодей-муж (играет этого страшного человека Сергей Бызгу). И она может лишь утереть кровавые сопли и повести девок в атаку – вот и весь феминизм.

«Батальонъ» мог бы стать новым размышлением Дмитрия Месхиева на тему, заявленную им в его лучшем фильме – «Свои». И кое-что в этом смысле режиссер даже попытался сделать – недаром главным непримиримым антагонистом Бочкаревой, председателем солдатского комитета готового дезертировать полка, оказывается обаятельный, опытный, свойский, простой и очевидно очень добрый немолодой «солдатик». С таким сокровенным мудрым прищуром, которым в советском кино награждали только самых лучших людей «из народа». Так кто тут кому – свои?

Но в итоге «Батальонъ» оказался громоздкой и банальной агиткой, такой же неубедительной, как и финальный пробег чудом распропагандированных солдат на подмогу погибающим женщинам. Эффектно, но, к сожалению, недостоверно. Отечественная история «смонтировала» иначе. «Первой женской команде смерти» пропаганда не удалась – удалась только смерть. А вот современные наследники старых пропагандистских методов могут и преуспеть. Удалось же им предать забвению многолетний, до сердечной муки выстраданный русский женский вздох: «Лишь бы не было войны!»


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5405) от 25.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.