О чем дева плачет

На экраны кинотеатров вышел военно-исторический фильм Дмитрия Месхиева «Батальонъ», повествующий о судьбе георгиевского кавалера, подпоручика Марии Бочкаревой и ее уникального подразделения.

О чем дева плачет | Источник: Elnur.ru

Источник: Elnur.ru

Первоначально фильм назывался «Батальон смерти» – но, вероятно, это название показалось продюсерам слишком пугающим, привносящим в восторженно-патриотическую интонацию картины некие излишне тревожные нотки. Однако исторически оно было бы точнее: батальон Марии Бочкаревой со всем революционным простодушием именовался «Первой женской военной командой смерти». «Уйдем и умрем!» – говорила «госпожа начальница», напутствуя своих подопечных. И нисколько не обманула.

Женский батальон был создан весной 1917 года по приказу Временного правительства. Деморализованная и разлагающаяся армия отказывалась воевать, и чтобы хоть как-то поправить дело, в ход пошел оригинальный пропагандистский резерв: женщины-солдаты своим личным примером должны были устыдить и одновременно вдохновить мужчин. Командира искать не приходилось: Мария Бочкарева по личному разрешению Николая II была на фронте с 1914 года, участвовала в боевых действиях, имела ордена и медали. «Доброволиц» нашлось немало – записываться в женский отряд шли и крестьянки, и курсистки, и барышни из хороших фамилий (дочери генералов и адмиралов). Исправно служа основной цели – пропагандистской – «женская команда смерти» не собиралась выполнять исключительно декоративные функции. После недолгой подготовки батальон был отправлен на фронт, в начале июля участвовал в сражении под Сморгонью. И сразу потерял больше половины убитыми и ранеными. Всего было создано несколько подобных батальонов, но в бою побывал только бочкаревский (Зимний дворец будет защищать совсем другая команда).

Что и говорить, это потрясающая история. Особенно если учитывать то, что произошло с Марией Бочкаревой дальше (и что в фильм не вошло совсем): она отказалась сотрудничать с большевиками (чуть ли не сам Троцкий ее уговаривал), оказалась у Корнилова, по его приказу отправилась в Америку и Англию, где встречалась с президентом Вудро Вильсоном и королем Георгом V. «Русская Жанна д,Арк», «простая баба, мужем битая, попами пуганая», бывшая любовница бандитского главаря, умела произвести впечатление – в США в 1919 году даже вышла ее биография. Бочкарева вернулась в Россию, в родной Томск, примкнула к армии Колчака. Была расстреляна в 1920-м. Ей было тогда чуть за тридцать.

Но авторов фильма эта феерическая судьба и этот необыкновенный, очень непростой и вовсе не благостный характер не интересует вовсе – тем более что заграничные вояжи корниловского эмиссара плохо вписываются в сочиненную ими историю, где главными врагами русской армии объявлены «лживая свобода и немецкий шнапс». К тому же «роль личности в истории» вновь пересматривается в духе концепции соцреализма: частная трагедия, индивидуальный подвиг – это не тот масштаб, которого достоин фильм, заранее одобренный Минкультом, Русским военно-историческим обществом, Русским географическим обществом, Газпромбанком, Транснефтью и «Первым каналом» (нам предстоит еще и одноименный телесериал). Нужны «огромные массы масс», нужна коллективная жертва – нужен эпос.

Поэтому главным в фильме, по идее, должен стать именно «батальон» – коллективный герой на фоне глобальных исторических событий. Но в сценарии Ильи Авраменко и режиссуре Дмитрия Месхиева Первая мировая война сводится к ничего не объясняющим кадрам кинохроники и трем заседаниям изрядно растерянного генштаба во главе с Керенским (Марат Башаров) в скверно пошитом френче (это, вероятно, «сатирическая деталь»). Самим же «доброволицам» пришлось стать не собранием индивидуальностей, а поверхностным набором социальных характеристик: «трепетная графиня», «строгая барышня», «домашнее дитя», «преданная служанка», «здоровая крестьянка», «жена офицера», «еврейка», «стервозная гопница». Остальные – и вовсе безликая масса стриженных под ноль девиц в тяжелых сапогах.

Но даже те молодые актрисы, кому досталась роль «с ниточкой» (то бишь больше странички текста), отработав свой выходной номер, становятся неразличимыми – закатывают глаза, тянут шейки, ставят брови драматическим домиком и ежеминутно сдерживают слезы от переполняющих их возвышенных чувств (натурально ревут, только когда им головы бреют налысо). Одна может петь вокализы, а другая – сгибать дугой кочергу, но каждая готова «уйти и умереть». Большинству так и придется – под артобстрелом, в тряпочных противогазах, делающих всех окончательно одинаковыми.

«Батальонъ» без колебаний разменивает эпос на мелодраматические, бульварные или попросту лубочные штампы: верная служанка идет на фронт вслед за любимой госпожой, гордая графиня скрывает беременность – лишь бы ей дали штык, пролетарская стерва третирует великосветских товарок, темная крестьянка восхищенно ласкает диковинное чудо техники – пулемет. Доставшийся от убитого, а впоследствии воскресшего жениха, образок падает из ослабевших рук, невыносимо долго и назидательно подпрыгивая на крупном плане. Пленный немец не только оказывается хитрым шпионом, но и зверски убивает трогательную худышку-конвоира – в лучших традициях партизанских эпопей «Беларусьфильма» середины семидесятых. Остальное – смесь «...А зори здесь тихие» и «Солдата Джейн» в ученическом пересказе.

Все это должно растрогать зрителя. Причем растроган он обязан быть с первой до последней минуты фильма: громкая надрывная музыка идет непрерывным рыдающим потоком, персонажи то и дело застывают в пароксизме умиления, гордости и восторга то вместе, то поврозь. Играют преимущественно скверно – и это притом что актеры по большей части хорошие, а то и выдающиеся, и если уж они так «жмут» и безбожно наигрывают, то, стало быть, так была поставлена режиссерская задача.

Мария Аронова с ее неповторимой актерской органикой в роли Марии Бочкаревой «проста, как правда» и в одиночку пытается решать все проблемы фильма. Она убедительна, когда со всей дури орет на распоясавшуюся солдатню во главе с Артуром Вахой (никаких «кто любит меня – за мной!» для русской «Жанны д,Арк» не припасено), и обаятельна, когда совершеннейшей «маманей», шлепая босыми ступнями, в одной сорочке топает по казарме. Но даже Ароновой приходится вносить положенную слезную лепту в общий мелодраматический котел.

Этот фильм мог бы стать наивной и жизнеутверждающей проповедью отечественного феминизма: «бабы у нас молодцы, а настоящих мужиков в помине нет» – трудно найти другую такую же вульгарную, однобокую и одновременно популярную идею. Но «госпожу начальницу» – прямо на глазах у тех солдат, которых приказано было вдохновлять своим примером, – зверски избивает невесть откуда взявшийся злодей-муж (играет этого страшного человека Сергей Бызгу). И она может лишь утереть кровавые сопли и повести девок в атаку – вот и весь феминизм.

«Батальонъ» мог бы стать новым размышлением Дмитрия Месхиева на тему, заявленную им в его лучшем фильме – «Свои». И кое-что в этом смысле режиссер даже попытался сделать – недаром главным непримиримым антагонистом Бочкаревой, председателем солдатского комитета готового дезертировать полка, оказывается обаятельный, опытный, свойский, простой и очевидно очень добрый немолодой «солдатик». С таким сокровенным мудрым прищуром, которым в советском кино награждали только самых лучших людей «из народа». Так кто тут кому – свои?

Но в итоге «Батальонъ» оказался громоздкой и банальной агиткой, такой же неубедительной, как и финальный пробег чудом распропагандированных солдат на подмогу погибающим женщинам. Эффектно, но, к сожалению, недостоверно. Отечественная история «смонтировала» иначе. «Первой женской команде смерти» пропаганда не удалась – удалась только смерть. А вот современные наследники старых пропагандистских методов могут и преуспеть. Удалось же им предать забвению многолетний, до сердечной муки выстраданный русский женский вздох: «Лишь бы не было войны!»


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5405) от 25.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...