О, время, погоди! В Петербурге открылась выставка «Когда дерево станет камнем»

Известная строчка Федора Тютчева не раз упоминалась на открытии выставки «Когда дерево станет камнем» в музее «Мастерская Михаила Аникушина». Современные скульпторы, каждый своими выразительными средствами, размышляют о времени - о сиюминутности и вечности, изменениях и постоянстве, жизненных циклах и личных историях.

О, время, погоди! В Петербурге открылась выставка «Когда дерево станет камнем» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прежде чем провести для «Санкт-Петербургских ведомостей» небольшую экскурсию по выставке, Людмила Титова, заведующая музеем, сообщила, что на подготовку проекта потребовалось почти два года. Объявив тему - «Время», аникушинцы ездили по мастерским, общались с потенциальными участниками в социальных сетях. Несколько скульпторов - друзей музея, постоянных участников его выставок - сделали работы специально для этого проекта.

В итоге, по словам Титовой, сложилась выставка-медитация из сорока произведений. Как несуетное размышление, предложение зрителям остановиться и подумать о времени, о том, правильно ли мы тратим его невосполнимый запас.

«Цветение» Виталия Дятченко представляет собой две сомкнутые ладони, сделанные из гипса и песка, они будут постепенно рассыпаться. Впрочем, автору во время работы выставки не возбраняется что-то воссоздать. А для «Человека» Антонины Фатхуллиной произошедшее необратимо: стоящая фигура сложена из небольших булыжников, которые «вытекают» из нее на землю. «Хомо сапиенс» рано или поздно станет галечным пляжем.

«Империя» Марины Спивак - про время с большой буквы. Бронзовая голова античного полководца установлена на кусок ржавой фановой трубы - неумолимое время стирает военные подвиги. Алеся Мурлина рассказывает свою частную историю: будучи студенткой Академии Штиглица, она нашла во дворе здания в Соляном переулке отслужившую свой век фрамугу. И сделала ее «Окном», за которым расположила модели скульптур, созданные за годы обучения. «Это мечта о собственной мастерской», - сообщает автор в аудиогиде к своей работе.

Интерактивный объект из композитных материалов «По следам моря» создал Дмитрий Андреев. Фигурную вазу можно катать по мягкому песку, делая красивые отпечатки. И представить, что вы нашли следы древних цивилизаций.

К классической скульптуре относятся «Разбег» Кирилла Копылкова с фигурой человека, идущего против ураганного ветра, и «Каменный гребец» Дмитрия Каминкера - образ борца против течения, против жизненных обстоятельств. В конечном итоге - против времени. Последняя работа является ранним эскизом к скульптуре, установленной на Суздальских озерах.

Единственный иностранный участник выставки швед Лукас Аронс создал объект «Спустя время». Бронзовый пень охлаждается изнутри и постепенно весь покроется слоем натурального инея и льда.

Для желающих высказаться обо всем увиденном приготовлена не только традиционная книга отзывов, но и «мыслехранилище», куда можно вложить письменные ответы на разные вопросы. Например, «что такое долго и медленно?» или «как измерить время без календарей?».

«Превращение дерева в камень» продлится около года и будет сопровождаться экскурсиями, арт-медиациями, мастер-классами и творческими встречами с участниками выставки.

#скульптура #выставка #музеи Петербурга #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 245 (6598) от 27.12.2019 под заголовком «О, время, погоди!».


Комментарии