Реставрация Зубовского флигеля Екатерининского дворца продолжается
О старте проекта «Екатерина II. Личное пространство» — воссоздании интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца — музей-заповедник «Царское Село» сообщил четыре года назад. То, что сейчас происходит в реставрируемых помещениях, показали журналистам.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Этот флигель, получивший имя одного из фаворитов императрицы, был пристроен к Екатерининскому дворцу в последние годы XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений второго этажа, где располагались комнаты Екатерины, занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века часть Зубовского флигеля была перестроена по проекту Ипполита Монигетти.
В декоре покоев венценосной заказчицы Камерон и Кваренги применили натуральный камень, серебро, цветное и гравированное стекло, фарфор «бисквит», живопись, бронзу, зеркала, наборные паркеты. Самым эффектным был интерьер Китайского зала с использованием подлинных китайских лаковых панно «золотого» и коромандельского лаков, кантонских эмалей и китайского фарфора. Императрице нравились новые апартаменты, она считала их превосходными.
Во время войны Зубовский флигель пострадал от пожара. В 1990‑х годах помещениям вернули архитектурные объемы и использовали для временных выставок. О восстановлении изысканных интерьеров не приходилось даже мечтать из‑за большой сложности и высокой стоимости работ.
Финансовую поддержку музею оказал его давний партнер ПАО «Газпром». Воссоздают уникальное убранство комнат Екатерины специалисты Царскосельской янтарной мастерской. Возникла необходимость собрать собственную группу архитекторов. В соответствии с новыми историческими данными, она откорректировала проект пяти помещений, выполненный Александром Кедринским в 1960 – 1980‑е годы, и разработала проект воссоздания декоративного убранства Китайского зала, туалетной и Рафаэлевской комнат. Специалисты ориентируются на акварели, фотографии довоенного времени, а также на коллекции автохромов, выполненных в 1917 году, на них зафиксированы интерьеры царскосельских дворцов.
Работы ведутся одновременно в восьми залах: Китайском, Купольном и Зеркальном, Серебряном кабинете, опочивальне, Рафаэлевской комнате, туалетной и Табакерке. Каждое помещение уникально.
К завершению близятся работы в Купольном зале. По замыслу Камерона, его декор напоминает античную римскую виллу. Купол украшен живописью и рельефами на мифологические сюжеты. Его вес больше 16 тонн. Часть опор металлические. Их, как и деревянные колонны, покроют краской, имитирующей порфир.
Если Купольный зал завершает роскошную анфиладу комнат, Зеркальный зал ее открывает. Руководитель Янтарной мастерской Борис Игдалов говорит, что уже готов сложный для воссоздания потолок. Художники справились с живописью на золоте. Ждет установки паркет. Это единственный сохранившийся элемент отделки комнат императрицы. Он был создан в конце XVIII века по эскизам Камерона. Во время войны немцы вывезли паркет в Германию. В 1947 году разобранные щиты нашли на элеваторе в Берлине, вернули в Царское Село. В 1970‑м была предпринята попытка реставрации. Видимо, паркет стал осыпаться. Поскольку зал не был восстановлен, паркет просто закрепили на щитах не в полном соответствии с рисунком. Реставрация продолжалась больше года.
Серебряный кабинет Екатерина особенно любила. Но от его первоначального облика остались только название, две ниши возле входа с серебряным убором и серебряный декор на оконных и дверных откосах.
Кабинет перестраивал Кваренги. На стенах появилась модная для своего времени живопись в технике энкаустика. Выполненная темперой живопись покрывалась в несколько слоев воском. Для ее воссоздания необходимы были ориентиры.
Как рассказывает заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе Ираида Ботт, образцом стали две подлинные работы, которые удалось вывезти в эвакуацию. И не только. Два пейзажа в интерьере Серебряного кабинета были написаны Джованни Камповеккьо. Работы этого художника есть в Зальцбурге. Музею удалось получить хорошие цифровые изображения, по которым изучалась манера письма и цветовое решение. Еще два аналога нашли в Академии художеств.
В опочивальне Екатерины пока стоят строительные леса и две колонны из 39. Главным украшением здесь было стекло и золоченый металл.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На стенах в основном стекло белое, колонны фиолетовые. Украшали эту комнату также медальоны и плакетки из яшмовой массы, выполненные на фабрике Веджвуда в Англии. Королева Великобритании во время визита в нашу страну в 1994 году подарила музею два медальона, изготовленные по старым формам.
Они займут место на стене опочивальни, недостающие исполнит Императорский фарфоровый завод.
Еще многое предстоит сделать в Рафаэлевском зале. Екатерина задумала в этом помещении выставить расписанные вручную эстампы не в витринах, а в стрельчатых арках. Росписи делали художники Ватикана. Этот интерьер появился раньше, чем лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Пока там только под потолком на фризе по оштукатуренной поверхности монохромная роспись в технике гризайль.
И, наконец, самый интересный и сложный в воссоздании интерьер — Китайский зал. На потолке смонтирован плафон в смешанной технике — живопись на холсте, орнаментальная роспись по штукатурке плюс золочение. Паркет тоже готов. Как только уберут строительные леса для воссоздания плафона, он ляжет на пол. А роспись на стенах, обрамлявшую панно, можно видеть уже сейчас. Как и образцы панно. Их два: один в технике золотого лака, другой в технике коромандельского, то есть резного полихромного лака. Стены Китайского зала в три яруса покрывали 72 панно. Заключен договор с китайской компанией «Синьсинши», которая берется в течение 900 дней выполнить заказ музея.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (7473) от 07.08.2023 под заголовком «Пространство императрицы».
Комментарии