О любви без слов. В Северной столице открылась выставка «Балет. Притяжение»
В Театральном музее на улице Зодчего Росси открылась выставка «Балет. Притяжение» (12+). Три небольших зала вместили историю балетных дуэтов от XVII века до наших дней.
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея театрального и музыкального искусства
«Что такое дуэт? Дуэт — это дама и кавалер, которые встречаются на сцене, соединенные идеей хореографа и общей художественной задачей. Но все это еще не станет дуэтом, если не будет чего‑то такого, что даже трудно выразить словами. Совпадение индивидуальностей в классическом дуэте — это так же невероятно и сложно, как и счастливый союз в жизни», — говорит балерина Илзе Лиепа.
Кураторы выставки Сергей Лалетин и Мария Курбатова выбрали для выставки девять балетных пар.
В центре главного зала — эффектная инсталляция. Над прозрачными белыми полотнищами в воздухе парят черно-белые фотографии звездных балетных пар. В небольших витринах — архивные фотографии, запечатлевшие артистов в различных постановках, на стенах афиши спектаклей. Рядом лежат наушники. Надев их, можно услышать аудиоспектакли, рассказывающие о жизни балетных артистов на основе мемуаров, дневников, интервью. Рассказ о некоторых парах сопровождают видеозаписи, предоставленные Гостелерадиофондом. Тогда представить их танец можно более ярко, ведь балет — искусство эфемерное, но с развитием техники стало возможным сохранить его для вечности.
Каждой паре посвящена отдельная инсталляция. Как рассказал один из кураторов выставки Сергей Лалетин, перед дизайнерами была поставлена задача создать художественный образ того или иного дуэта.
Инсталляция «Советский дуэт» представляет блистательную балетную пару — Татьяну Вечеслову и Вахтанга Чабукиани. Мы видим афишу 1933 года, приглашающую американскую публику посмотреть советский балет. Латиницей, красными буквами, написаны имена солистов. Афиша полускрыта красным занавесом. Он символизирует «железный занавес», который чуть приоткрылся благодаря искусству. Вечеслова и Чабукиани были первыми советскими артистами, которые отправились в Америку после восстановления дипломатических отношений. Они совершили большой тур по городам США с огромным успехом.
Газеты писали: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк». В наушниках звучат фрагменты из книги воспоминаний Татьяны Вечесловой «Я — балерина». Вот что она пишет о своем партнере: «Он был рожден и создан для танца. Ни в одном спектакле он не был вне танца: то, как стальная пружина, набирал он вращение, то замедлял его, повинуясь своему внутреннему приказу. Казалось, ему подвластно все. Иногда создавалось ощущение, что на сцене не один, а два Вахтанга, до того стремительно мелькала его фигура в поворотах. Он не обладал от природы большим прыжком, но его полет сравнивали с полетом орла. «Горный орел», «царь воздуха» — так называли Чабукиани. С прыжка он никогда не падал на сцену, он опускался для того, чтобы взлететь вновь, и тогда несмолкаемо рукоплескал зал…».
А вот блокадный «золотой дуэт», как называют часто пару Наталии Сахновской и Роберта Гербека, артистов Кировского театра. Они были связаны не только на сцене, но и в жизни. Посвященная им инсталляция представляет увеличенный снимок театрального зала, перечеркнутый крест-накрест. Напоминает полосы бумаги, которыми заклеивали окна в осажденном городе, чтобы стекла не трескались и не вылетали во время бомбежек.
Наталия Сахновская оставила воспоминания о жизни балетных артистов, оставшихся в блокадном городе и продолжавших работать для зрителей. В наушниках звучат фрагменты из них.
«Август 1941 года, враг подходит к Ленинграду. Нужно уезжать… Театр оперы и балета им. С. М. Кирова эвакуируется. Моей семье уехать трудно: отец разбит параличом с 1935 года, мать — человек преклонного возраста, сестра — инвалид, а муж, солист балета Роберт Иосифович Гербек, серьезно болен. Но мы собираемся, хотя и понимаем, что к отъезду первого эшелона не успеваем. Второго эшелона не было. Мы разделили участь блокированного города».
Вот еще — о выступлении перед шоферами, которые эвакуировали жителей Ленинграда через Ладожское озеро: «Знакомые аккорды. Сердце заколотилось, и мы неуверенно вышли на эстраду. Ноги с трудом поспевали за музыкой, всего несколько движений, и мы уже почти выбились из сил. Голова кружится, в глазах темнеет, несколько раз мы споткнулись, едва удержались на ногах. К счастью, я очень мало весила, и Роберт с трудом, но мог поднимать меня. Скорее бы конец, только бы дотянуть! И — о радость! — аплодисменты. Аплодисменты! Мы нужны людям!».
Дуэт Галины Улановой и Константина Сергеева существовал несколько плодотворных лет. «Артисты есть хорошие, а гармоничных отношений, духовной близости не получается. Дуэт в балете — явление редкое. А это был лучший дуэт всех времен», — написала балетный критик Лариса Абызова о творческом союзе Улановой и Сергеева.
Они выходили на сцену в партиях Одетты-Одиллии и Зигфрида в «Лебедином озере», Марии и Вацлава в «Бахчисарайском фонтане», Маши и Принца в «Щелкунчике», Жизели и Альберта в «Жизели». Финалом творческого союза стал балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева. В 1944 году Галина Уланова уехала в Москву и стала примой Большого театра. В аудиозаписи можно прослушать фрагменты интервью балерины, где она рассказывает о работе с Константином Сергеевым. Она говорит, что танцевать с ним было так легко, будто она танцевала сама с собой. Полное взаимопонимание, слияние.
На этой небольшой, но умной и информативной выставке вы сможете узнать также о других знаменитых балетных парах: виртуозном дуэте Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, экспрессивном — Аллы Осипенко и Джона Марковского, дуэте опыта и молодости Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева… В истории их творческих и личных взаимоотношений отражены и перемены в балетном искусстве, творческие стили разных хореографов, и жизнь большой страны, которая так долго была «в области балета впереди планеты всей».
Выставка продлится до 7 октября. К выставке музеем подготовлена дополнительная программа.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7685) от 18.06.2024 под заголовком «О любви без слов».
Комментарии