О личном в юбилейный год. Вчера в «Балтийском доме» завершился фестиваль «Встречи в России»
Его девиз «Вспомним всех поименно» говорит сам за себя: в этом году русские театры из бывших советских республик показали репертуар, посвященный 80‑летию Победы.

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»
Размышления и воспоминания о Великой Отечественной войне вот уже более восьмидесяти лет так или иначе присутствуют в нашем искусстве. Эта тема продолжает волновать и художников, и публику. Достаточно взглянуть на театральную афишу, чтобы увидеть: спектакли рождаются и сохраняются в репертуаре без всяких дат и «госзаказов». «Ольга. Блокадный дневник» и «Мой бедный Марат», «Братья и сестры» и «Живые картины блокады», «Небесный тихоход» и «Севастопольский вальс»… Однако сегодня от постановок ждешь нового дыхания, глубокого осмысления истории, новых форм и идей, которые могли бы задеть за живое.
Война — слово женского рода. И что ж удивляться, если «женская тема» занимает в спектаклях так много места. Уже первая из показанных на фестивале работ — «Не покидай меня» по повести писателя Алексея Дударева в постановке Брестского академического театра драмы им. Ленинского комсомола Белоруссии — о женщинах. По сюжету она напоминает «...А зори здесь тихие» и трогает, конечно, судьбами девушек, еще ничего не испытавших, но уже готовых воевать и умирать. В спектакле (режиссер Александр Козак) нет ни массовых сцен, ни сражений — только крупные планы юных разведчиц и их командира. Именно этим, пожалуй, и отличаются новые обращения к историческим темам — отсутствием пафоса, вниманием к каждому герою, к его характеру, биографии, даже если обозначены они лишь штрихами. В финале погибшие девушки, словно ангелы, окружают раненого, но выжившего капитана, и над их головами, кажется, возникает сияние.

Спектакль «Мама, спасибо за жизнь» по пьесе Михаила Рощина «Эшелон» привез на фестиваль Русский драматический театр им. В. Маяковского из Таджикистана. Само название постановки режиссера Хуршеда Мустафоева — поклон женщинам, которые и в годы войны оставались мамами, сестрами, подругами и чьи труды и заботы помогали выстоять и победить. Победа — тоже женского рода… В свое время автор посвятил пьесу своей матери, в ней достоверны каждая судьба и каждая человеческая история. О девочках и мальчиках, которых война застала буквально на школьном пороге, и спектакли казахстанских Русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского и Карагандинского русского драматического театра им. К. С. Станиславского. В их основе много личного. В каждой семье, русской или узбекской, белорусской или казахской хранятся воспоминания старшего поколения — и печальные, и веселые, и боль, и радость.
Особое место в программе занял камерный спектакль «Ясным ли днем» (на снимке), поставленный Мариной Брусникиной в Донецком молодежном театре города Макеевка. В его основе рассказ Виктора Астафьева. Разгадав его сказовую структуру, расслышав лирическую интонацию, молодые актеры не стали инсценировать прозу, читать «по ролям». Они повели рассказ «от первого лица», перехватывая нить повествования друг у друга, доверяя главные мысли (и костыль, на который опирается фронтовик Сергей Митрофанович) то одному, то другому, поскольку на месте главного героя мог оказаться любой. Оставшийся без ноги инвалид войны излучает такую теплую энергию, такую мудрость и столько любви, что, кажется, все грани его натуры и страницы жизни лучше передать сообща. Что и происходит в спектакле, необычайно эмоциональном и светлом. Поразительно, что сочинили его и исполняют молодые люди, живущие меж двух огней — между памятью отцов и реальностью, полыхающей в двух шагах от их домов. Внешне аскетичный — сценография складывается из скамеек-модулей, превращающихся то в вагонные полки, то в вокзальные лавки, то в кузов грузовика, спектакль насыщен действием, человеческими связями, юмором и непоказным интересом друг к другу людей разных поколений.
В качестве основы для спектаклей гости фестиваля выбрали высокую прозу. Кроме Виктора Астафьева это и Борис Васильев, и Анатолий Приставкин. Их произведения к тому же основаны на реальных событиях. Документальность повествования — еще одна общая черта работ, показанных в рамках «Встреч в России». Не случайно на суперзанавесе фестиваля огромный коллаж из фотографий 1940‑х. Это бессмертный полк и в то же время семейный портрет победителей, лица отцов и матерей, дедушек и бабушек. Теперь в России встречаются их наследники.
Читайте также:
В Мариинском театре показали спектакль Большого театра «Путешествие в Реймс» Россини
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7886) от 10.04.2025 под заголовком «О личном в юбилейный год».
Комментарии