О чём говорят вещи. История костюма стала частью жизни заведующей сектором прикладного искусства Эрмитажа Нины Тарасовой
Вторжение моды в сакральное пространство музеев началось в последней четверти минувшего столетия. Сегодня мода получила признание как один из полноправных видов искусства. «Прописалась» она и в Эрмитаже. Наш сегодняшний собеседник Нина Ивановна ТАРАСОВА, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа, хранитель костюма, рассказала обозревателю Зинаиде АРСЕНЬЕВОЙ о том, как пополняется коллекция Галереи костюма в РХЦ Эрмитажа «Старая Деревня» и какие костюмные выставки ждут нас в ближайшем будущем. А еще о том, как понимать язык, на котором говорят вещи.
— Нина Ивановна, вы однажды рассказали, как попали в Эрмитаж. Пришли на собеседование перед поступлением на курсы экскурсоводов. И значительную роль в вашем успехе сыграл хорошо сшитый черный костюм. Насколько важна одежда для того, чтобы добиться успеха?
— Важна, без всякого сомнения. Габриэль Шанель говорила, что у вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление! Тот черный костюм был сшит на заказ. Я нашла картинку в каком‑то журнале, отнесла ее к портнихе. Тогда по городам и весям было много хороших мастеров, способных по картинке сделать выкройку.
— Думали ли вы, что будете заниматься историей костюма и модой?
— Никогда не думала! Я по образованию историк. Меня интересовала история России. Когда я уже работала экскурсоводом, пришла к Георгию Вадимовичу Вилинбахову, заместителю директора по науке, и предложила сделать цикл занятий для студентов, курсантов военных училищ — рассказывать через произведения искусства об истории государства. Взять мой любимый зал — Галерею 1812 года. Сколько там прекрасных лиц! И за каждым портретом — интереснейшие судьбы, связанные с судьбой России.
— Как же начался роман с костюмом?
— Когда я уже отработала десять лет экскурсоводом и методистом научно-просветительского отдела, мне предложили перейти в отдел русской культуры на должность администратора во дворце Петра I. А вскоре началась подготовка большой выставки, посвященной Петру I. Ее готовили к 300‑летию со дня основания Петербурга. Шла работа над каталогом. И вдруг мне поручили написать статью об истории петровских меморий. Я погрузилась в источники, работала с увлечением. Получилась неплохая статья. После этого Вячеслав Анатольевич Федоров, заведующий отделом русской культуры, предложил мне взять на хранение коллекцию «Гардероб Петра Великого». Я остолбенела. Это было так неожиданно!
— Можно сказать, сам Петр взял вас на эту работу.
— И мне пришлось с нуля изучать историю костюма, учиться разбираться в стилистике, крое, декоре… Моим первым наставником была Елена Юрьевна Моисеенко, которая хранила петровскую коллекцию до меня. Это она раскрыла мне многие хранительские секреты.
Позже мне доверили еще одну часть огромного эрмитажного собрания костюма — ливреи. И это моя вторая любовь. Поначалу я думала, что просто буду заботиться об их сохранности, делать карточки, выполнять обычную рутинную работу хранителя. Но оказалось, что ливреи никто толком не исследовал. Поле непаханое!
— Как же так?
— А ничего удивительного. Ведь кто носил эти ливреи? Люди, которые служили при императорском дворе. В советское время они считались недостойными внимания — слуги, несознательные элементы, царские прихвостни. Ливреи иногда показывали на выставках, но бывало так, что костюм надевали на манекен неправильно. Даже в каталоге выставки «Николай и Александра» можно заметить ошибки в составлении костюмов придворных. Сочетали иногда просто по цвету, чтобы красиво было.
— Как вы изучали ливреи?
— К счастью, сохранилось много документов. При императорском дворе все записывалось, фиксировались все заказы. На многих костюмах можно найти штампы: «Построено тогда‑то». По записям можно восстановить имена многих, кто служил при дворе, найти в архивах их биографии.
— Выходит, вещи рассказывают о людях, которые их носили и которых уже давно нет.
— Как писал Вадим Шефнер:
Умирает владелец, но вещи
его остаются.
Нет им дела, вещам, до чужой,
человечьей беды.
В час кончины твоей даже
чашки на полках не бьются
И не тают, как льдинки,
сверкающих рюмок ряды.
Я до сих пор обожаю ливреи. Каталог, в который вошла значительная часть коллекции, был издан в 2014 году — к выставке «При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века», где показывались и ливреи. А я хочу написать книгу, посвященную служителям высочайшего двора, — сборник очерков о судьбах этих людей. Одна из глав будет посвящена их потомкам. Многие живут в Петербурге, мы дружим, делимся документами. И постоянно в нашу компанию вливаются новые люди. Хранят память о своих предках. Живая история.
— Новая экспозиция в РХЦ «Старая Деревня» называется «Костюм Прекрасной эпохи» и посвящена Тамаре Тимофеевне Коршуновой — легендарному хранителю. Расскажите, пожалуйста, о ней.
— Блестящий знаток истории костюма, она с 1955 года работала в Эрмитаже, где была хранителем отдела истории русской культуры. Именно Тамара Тимофеевна была автором таких ярких костюмных выставок Эрмитажа, как «Законодатель европейской моды Чарльз Ворт и работы его фирмы», «Надежда Ламанова», «Костюм Серебряного века». Один из последних проектов, в подготовке которого Коршунова принимала участие, — грандиозная выставка «При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века». Ее книги о русском костюме переведены на разные европейские языки.
Тамара Тимофеевна была первой, кто вообще заговорил о модельерах. В СССР это было не принято. И вдруг — выставки, посвященные Чарльзу Ворту, Надежде Ламановой. Она общалась с командой Ива Сен-Лорана, выставка которого в Эрмитаже в 1987 году произвела фурор. До этого в 1976 году Тамара Тимофеевна участвовала в подготовке выставки о русском придворном костюме из коллекций музеев Москвы и Ленинграда, которая с огромным успехом прошла в США, в Метрополитен-музее. Куратором была Диана Вриланд. Над выставкой работала и Жаклин Онассис. Она приезжала в Ленинград, в Эрмитаж.
Забавную историю рассказала мне моя коллега Лина Анатольевна Тарасова. Заходит она в фонд на Комендантском подъезде Зимнего дворца и видит невероятную картину. На манекен надето парадное платье придворной дамы, рядом стоит Тамара Тимофеевна, а на коленях перед манекеном — Жаклин Онассис. Она роскошное золотное шитье рассматривала.
— Ваша коллега, что называется, удачно зашла.
— Тамара Тимофеевна рассказывала нам много всяких историй. Но когда я ставила перед ней диктофон, сразу замолкала: «На диктофон говорить не буду». И писать отказывалась. Говорила, что и так руки болят от бесконечной писанины. В 1946 году в музее началось заполнение инвентарных книг. Это был огромный труд. Только у нас в секции тканей — 42 тома. А компьютеров тогда не было. Нашим предшественникам — эрмитажным хранителям — памятник надо поставить. Они сформировали фонды коллекций.
Когда Тамары Тимофеевны не стало в 2019 году, сын передал нам ее архив и библиотеку по истории костюма. Четыре шкафа! Она так была погружена в профессию, что даже сочла нужным окончить трехгодичные курсы кройки и шитья. Она была открыта всему новому. Одной из первых оценила работы петербургского модельера Константина Гончарова, сказав, что родился второй Чарльз Ворт.
— На открытии экспозиции «Костюм Прекрасной эпохи» Михаил Борисович Пиотровский сказал, что многое из того, что видят зрители, «пробила» Тамара Коршунова.
— Она неустанно заботилась о пополнении коллекции костюма. Так сложилось исторически, что в эрмитажном собрании немало уникальных мемориальных костюмов российских монархов, аристократии ХVIII — начала XX века, но слабо представлен век двадцатый. Благодаря усилиям Тамары Тимофеевны в 1970‑е годы в эрмитажное собрание вошли платья из гардероба актрисы Веры Карахан. Они представляют эпоху модерна. Это при ней три костюма Гончарова из его проекта «Страсти Луция» вошли в коллекцию Эрмитажа. Передали их искусствовед Катя Андреева и художник Алексей Соколов. В благодарственном письме директор Эрмитажа Михаил Пиотровский написал, что это первый шаг на пути коллекционирования современного костюма.
— Как пополняется коллекция костюма XX века? Это в основном покупки или дары?
— Дары. В инвентарных книгах, которые мы ведем параллельно в электронном виде и бумажном, принято писать не дар, а пожертвование.
Одно платье стиля ар деко, датированное 1925 годом, нам подарила графиня Шади-Брешар, историк моды и коллекционер, которая консультировала создателей фильмов «Аббатство Даунтон» и «Коко Шанель и Игорь Стравинский». Платье называется «Чарльстон». А три платья этого стиля я привезла из Швеции.
— Купили на блошином рынке или у какого‑то коллекционера?
— Я не купила. Это был подарок. В Швецию я ездила по следам своих любимых ливрейных служителей и одного из тех, кто ливреи «строил», — Ивана Петровича Лидваля. Друзья привезли меня в маленький городок. Гуляя по улицам, мы увидели в одной из витрин старинное белье. Зашли, познакомились с хозяйкой салона, она нам показала все, что у нее есть. В комнатке на манекенах были платья, в том числе конца XIX века, много блузок, неглиже, шляпки. Хозяйка, узнав, что я из России, из Эрмитажа, собираю коллекцию костюма, спросила: «Нравится?». «Да!» — ответила я. «Берите!».
Я привезла 72 предмета костюма. Тридцатые годы минувшего века — в основном тот период, который у нас совсем не был представлен. Два платья сейчас стоят в нашем фонде открытого хранения в «Старой Деревне» в экспозиции «Линия времени». Одно желтое, шелковое, а второе представлено в заключительной сцене, на манекене у швейной машинки. Это дар госпожи Анны Молин.
Много помогает нам с пополнением коллекции XX века Татьяна Сорокко, арт-критик, коллекционер, топ-модель, которая сотрудничала со многими известными европейскими модельерами.
В 2018 году собрание наше пополнилось 30 моделями от знаменитых дизайнеров. Это был дар музею: знаменитое «металлическое» платье от Пако Рабана, голубое платье с яркими вышитыми цветами от Гуччи. Пальто от Прады. Роскошное свадебное платье из коллекции Haute Couture 2016 года работы Эли Сааб сейчас можно увидеть в новой экспозиции в РХЦ «Старая Деревня».
Бесценный дар сделал Эрмитажу Вячеслав Зайцев, выставка которого прошла в 2016 году в манеже Малого Эрмитажа. Он подарил музею 16 своих ансамблей. Это костюмы из знаменитых коллекций «Тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Русские сезоны в Париже» (1988), костюм из коллекции «Тайны гармонии» (1999), выполненный елецкими кружевницами на коклюшках по его эскизам и выкройкам. На сегодняшний день это самая большая коллекция Зайцева в музеях. А вот платье от Валентина Юдашкина у нас только одно. Кстати, мы единственный музей, который откликнулся на кончину Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина — волею судьбы они умерли друг за другом. Михаил Борисович Пиотровский мгновенно утвердил нам эту выставку, мы сделали все за неделю. Памятная экспозиция была открыта в РХЦ «Старая Деревня».
— Расскажите, пожалуйста, о дарах петербургских модельеров.
— Я их очень люблю. В Петербурге сложился еще в 1990‑е годы особый стиль, который так отличается от московского. Первым, кто подарил свои работы музею, был Янис Чамалиди. Татьяна Парфенова, которая много лет дружит с Эрмитажем, подарила вечернее платье из черной тафты с узким лифом, оригинальным воротом-бантом и широкой юбкой, на подоле которой вышиты сурикаты, стоящие, как это им свойственно, столбиками и с любопытством смотрящие на нас. Это платье, которое называется «Мы в восторге от вас», было сшито для балерины Дианы Вишневой, музы модельера. Щедро дарят свои работы Татьяна Котегова, Лилия Киселенко. Есть модели Владимира Бухинника, Ларисы Погорецкой, Александра Арнгольдта, Стаса Лопаткина, Елены Ткаченко, Светланы Воробьевой…
Горжусь тем, что в собрании Эрмитажа есть работы художников Ленинградского дома моделей одежды: Светланы Челышевой, Нонны Меликовой, Александры Соколовой, Лилии Нефедовой, Сергея Бакина.
Ленинградская и петербургская мода — хороший шанс для нас закрыть лакуны в коллекции, достойно представить двадцатый век.
— Вы ведь собираете и мемориальные костюмы советских звезд кино, театра, эстрады?
— Да, и мне хотелось бы продолжать эту линию. Несколько лет назад коллекция пополнилась 34 предметами костюма и аксессуаров, принадлежавших великой оперной певице Елене Образцовой. Их передала в дар музею ее дочь певица Елена Макарова. Я сама ездила в Москву, в квартиру на Патриарших, где мы вместе с Еленой отобрали вещи для музея. Всего отобрали 34 предмета костюма и аксессуаров. Последним Лена Макарова вынесла из гардеробной, держа на вытянутых руках, бережно, как ребенка, скромное черное платье, в котором когда‑то юная Елена Образцова выиграла первую премию на конкурсе Чайковского в 1970 году. Дочь рассказала, что Елена Васильевна купила это платье в Париже, потратив все свои суточные.
У нас есть пять концертных платьев Эдиты Пьехи. Одно из них, работы Вячеслава Зайцева, сейчас можно увидеть в экспозиции «Линия времени». Есть кожаный пиджак Олега Табакова. Балетная пачка Дианы Вишневой. Колет и берет Николая Цискаридзе…
— Будем надеяться на пополнение коллекции! А пока — какие у вас планы?
— Мне очень хотелось бы показать выставку петербургских модельеров из нашей коллекции. И сделать выставку новых поступлений.
А на 25 апреля 2025 года запланирована выставка моды «Ар деко», которая пройдет в манеже Малого Эрмитажа. Совсем скоро, можно сказать — завтра. Надо уже готовиться. Основа — коллекция Назима Мустафаева.
— Эта выставка ведь с огромным успехом прошла в Москве?
— Да-да, в Мультмедиа арт-музее Ольги Свибловой на выставке «Les annees folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons». Потом в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. У него в коллекции кроме обуви есть 100 платьев эпохи ар деко, украшенные бисером и стеклярусом.
Читайте также:
В Зимнем дворце открылась выставка, посвящённая реставрационной школе Эрмитажа
Как в музее работают с посетителями, стараясь сделать каждый визит памятным?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (7742) от 05.09.2024 под заголовком «О чем говорят вещи».
Комментарии