О блокаде и музыке. Фильм «Седьмая симфония» представили на Ленфильме

Спецпоказ многосерийного фильма Александра Котта «Седьмая симфония» прошел на этой неделе на Ленфильме. Перед просмотром первых серий режиссер, артисты, продюсеры рассказали, как создавался сценарий, в каких условиях проходили съемки, что вдохновляло их в работе в течение пяти лет. Большая премьера исторической драмы об исполнении произведения Дмитрия Шостаковича в осажденном Ленинграде летом 1942 года вскоре пройдет на телеканале «Россия».

О блокаде и музыке. Фильм «Седьмая симфония» представили на Ленфильме | Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

– Мы не могли не представить еще до премьеры этот фильм в Ленинграде, – отметил режиссер Александр Котт, назвав наш город тем именем, которое он носил в блокаду. – Сначала была идея, и она исходила от известного артиста и продюсера Алексея Гуськова. Мы сразу начали писать сценарий, и сразу поняли, что путь будет длинным. С того времени прошло пять лет. Очень тщательно подбирали актеров, в частности, чтобы они владели инструментами, с которыми будут представлены в фильме. Искали нужные нам лица. Создавали кино художественное, но чтобы оно было правдой.

Трейлер к фильму «Седьмая симфония» / Видеозапись предоставлена телеканалом «Россия»

В фильме представлена пронзительная человеческая история об одном из самых невероятных эпизодов Великой Отечественной войны, когда весь мир, затаив дыхание, услышал великую музыку из блокадного Ленинграда. 

Съемки «Седьмой симфонии» проходили в нашем городе и его окрестностях, петербуржцы, жители Ленинградской области, конечно же, узнают эти места.

Декорации блокадного города были развернуты в самом центре – возле Казанского Собора и Академии художеств, на улицах и набережных, в парадных.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

В один из съемочных дней площадь перед Казанским была огорожена и «засажена» сначала ростками капусты, потом их заменили на кочаны. Так было в блокаду: люди на площадях и скверах выращивали овощи. В трамвайном депо снимали сложную сцену бомбежки. На территории рыбзавода в Новой Ладоге были построены деревянный пирс и декорации нескольких зданий, которые были взорваны в сцене налета немецкой авиации. В 50 километрах от города снимали лесную натуру и болото, в которое попадает лейтенант Серегин, актер Алексей Кравченко. Здесь же был развернут военный лагерь, вырыты окопы, построены блиндажи и укрытия.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Исполнители главных ролей играют на своих музыкальных инструментах в кадре самостоятельно. Музыкальное образование помогло Елизавете Боярской профессионально исполнить партию флейты, а Наталье Рогожкиной – партию фортепьяно. Но не всем так повезло: Лидии Вележевой пришлось осваивать навыки игры на гобое с нуля, а Тимофею Трибунцеву специально для съемок брать уроки игры на альте у солистки оркестра имени Чайковского.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

– Перед тем, как начинать съемки, безусловно, все мы проходили актерские пробы. И владение инструментом, а я на нем играла еще во время учебы в Театральной академии, было дополнительным плюсом. Однако репетировать именно музыкальную часть пришлось довольно много, в том числе и дома. Папа мне тоже помогал, разбирал партитуры, – рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Елизавета Боярская.

Елизавета Боярская в фильме «Седьмая симфония» / Видеозапись предоставлена телеканалом «Россия»

Для Алексея Гуськова роль дирижера не первая в карьере: он уже играл руководителя оркестра во французско-русской картине «Концерт». Перед съемками сериала «Седьмая симфония» артист три месяца оттачивал дирижерские приемы с композитором Юрием Потеенко. Конечно же, музыки в фильме много, в каждой серии звучат фрагменты из Седьмой симфонии Шостаковича, а также произведений Баха и других композиторов.

Алексей Гуськов в фильме «Седьмая симфония» / Видеозапись предоставлена телеканалом «Россия»

Специально для фильма Юрий Потеенко написал оригинальную закадровую музыку, которая сопровождала главных героев на улицах блокадного города. В массовых сценах, в которых по сценарию фигурирует Большой симфонический оркестр Ленинграда, участвовали музыканты из оркестра Михайловского театра Петербурга. Однако 80 процентов музыкального сопровождения фильма – это звучание Седьмой симфонии. В начале ее пытаются сыграть двенадцать полуживых людей, но в процессе репетиций и музыканты, и музыка преображаются, обретают силу. И в конце произведение становится монументальным, которое исполняют 80 человек, как и было заложено в партитуре симфонии Дмитрием Шостаковичем.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Главную роль в фильме - руководителя оркестра Карла Элиасберга сыграл Алексей Гуськов. Как известно, не только актеры наделяют исполняемых ими персонажей какими-то своими чертами, но и роль оставляет заметный след в характере артиста. После просмотра представленных первых серий фильма в разговоре с артистом было даже сложно отделить его от сыгранного персонажа. И сам он выразил искреннее восхищение этой легендарной теперь фигурой.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

– В этой истории совершенно невероятное переплетение судеб, переплетение жизней. Дирижер Карл Элиасберг был абсолютно человеком искусства, ничего другого не понимал. Готовясь к съемкам, я читал воспоминания о нем Евгения Светланова и других дирижеров, мы с режиссером Сашей Коттом даже ездили в гости к племянницам Элиасберга, которые хорошо помнили дядю и поделились своими воспоминаниями. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: «Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки» – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою. Мне кажется, подвиг Элиасберга недооценен. Хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нем, и низко поклонились ему, - высказал свое пожелание будущим зрителям актер.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

В годы блокады репетиции оркестра Радиокомитета проходили в знаменитом Доме Радио, откуда шли трансляции живой музыки. И все время блокады отсюда звучали голоса радиожурналистов, писателей, поэтов. Для блокадников, которым удавалось слушать радио, незабываем голос Ольги Берггольц – музы блокадного Ленинграда. Создатели фильма, конечно же, не могли обойтись без этого исторического персонажа и ее стихов. Роль поэтессы сыграла Виктория Толстоганова.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Сцену легендарного концерта, во время которого исполнялась Седьмая симфония, снимали там же, где он состоялся 9 августа 1942 года – в Большом зале филармонии. В Санкт-Петербургской филармонии, старейшей в России, интерьер в целом сохранился, но креслам художники возвращали вид, аутентичный военным годам.

Судя по первым сериям, представленным на просмотре, фильм Александра Котта довольно жесткий. Создатели стремились максимально точно передать атмосферу войны и блокадного города. Хотя, как подчеркивали режиссер и актеры, фильм художественный, и задачи достичь гиперреализма не было. Кстати, правда и художественность понятия не противоречивые.


Кадр из фильма / Фото предоставлено телеканалом «Россия»

– Фильм «Седьмая симфония» – особенный. Я не вижу аналогов для него, как нет никаких аналогов невероятному событию, которому фильм посвящен. Для того, чтобы передать историю его героев – исполнителей великой музыки, блокадников, защитников города — было бы недостаточно только профессионального мастерства. Всех, кто делал этот фильм, на всех этапах производства объединило одно чувство: мы должны рассказать об этих людях правду и сделать фильм достойный их памяти. Этот фильм больше, чем эмоции и впечатления. Это возможность задуматься о действительно важных и глубоких вещах: об исторической правде, о духовной высоте, о вере, любви и надежде в жизни каждого человека и всего народа. О том, что Россия способна пережить любое бедствие, преодолеть любую трагедию – и возродиться, но никогда не забывать пережитое. Все это есть в Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. И, я верю, это есть в фильме «Седьмая симфония», – считает генеральный директор телеканала «Россия», продюсер Антон Златопольский.

#кино #история #блокада Ленинграда

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?