Главная городская газета

Ню в Главном штабе

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Ню в Главном штабе | ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

В минувшие выходные Эрмитаж представил публике самую знаменитую картину Эдуарда Мане «Олимпия» из собрания парижского Музея Орсэ.

Как и следовало ожидать, ей определили место в Главном штабе, куда из Зимнего дворца перебрались картины импрессионистов. До конца октября «Олимпия» будет занимать зал # 304. Информация нелишняя, если учесть, что логистика в новом музейном пространстве сложная.

Мане написал «Олимпию» в 1863 году, а показал в салоне двумя годами позже. Колебался он не напрасно, разразился небывалый скандал. Публика и критики нашли картину неприличной, а ее показ сочли вызовом общественной морали. Вместо возвышенной, целомудренной, завуалированной греческим или римским мифом наготы зрители увидели реальность – обнаженную женщину на неприбранной постели, а возле нее негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Сюжет не оставлял сомнений в профессии героини полотна. Даже название картины будоражило критику и публику. Оно заимствовано у одной из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По правилам, картину нельзя было удалить до окончания салона, к ней приставили охрану.

При жизни Мане «Олимпия» не выставлялась, она находилась в мастерской автора. Картина не нашла покупателя и на его посмертной распродаже. Друзья художника собрали деньги по общественной подписке и выкупили картину.

Теперь эта картина – национальное достояние, за пределы Франции она выехала второй раз. Три года назад она демонстрировалась в Венеции вместе с «Венерой Урбинской» Тициана.

– «Олимпию» в Россию раньше не привозили, – рассказывает куратор главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. – В конце прошлого года я был в Париже, пришел к президенту Музея Орсэ доктору Ги Кожевалю. Он сам заговорил об «Олимпии». В этом был политический момент. Не только мы нуждаемся в дружбе со странами с великой культурой, но и они нуждаются в нас. Был заключен договор.

Выставка получилась в петербургском духе. Гостью из Орсэ в Главном штабе сопровождает больше двадцати произведений из эрмитажного собрания, прослеживающих путь развития образа обнаженной женщины в искусстве. Центральное место занимает «Олимпия», на противоположной стене зеркально расположена эрмитажная версия «Данаи» Тициана, приобретенная Екатериной II в 1772 году. Две разделяющие их стены заполнены гравюрами.

В Эрмитаже огромное собрание гравюр, счет идет на сотни тысяч, было из чего выбирать. Определяющим был мотив – возлежащее обнаженное женское тело. В Античности подобного образа не было, он появляется в эпоху Возрождения. Тициан и Джорджоне писали Венеру лежащую. Гравюр – репродукций с произведений старых мастеров немного. Великолепным рисунком обнаженной женской фигуры представлен Франсуа Буше. В основном присутствуют гравюры ХIХ века.

Ни на одну из картин не создавалось так много карикатур, как на «Олимпию». На выставке их три. Как сказал куратор, «они не художественные, а злобные». Другое дело, как откликнулся на скандал Оноре Домье. Он высмеивает не Мане, а публику.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook