Ню в Главном штабе
В минувшие выходные Эрмитаж представил публике самую знаменитую картину Эдуарда Мане «Олимпия» из собрания парижского Музея Орсэ.
ФОТО Елены САМСОНОВОЙ
Как и следовало ожидать, ей определили место в Главном штабе, куда из Зимнего дворца перебрались картины импрессионистов. До конца октября «Олимпия» будет занимать зал # 304. Информация нелишняя, если учесть, что логистика в новом музейном пространстве сложная.
Мане написал «Олимпию» в 1863 году, а показал в салоне двумя годами позже. Колебался он не напрасно, разразился небывалый скандал. Публика и критики нашли картину неприличной, а ее показ сочли вызовом общественной морали. Вместо возвышенной, целомудренной, завуалированной греческим или римским мифом наготы зрители увидели реальность – обнаженную женщину на неприбранной постели, а возле нее негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Сюжет не оставлял сомнений в профессии героини полотна. Даже название картины будоражило критику и публику. Оно заимствовано у одной из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По правилам, картину нельзя было удалить до окончания салона, к ней приставили охрану.
При жизни Мане «Олимпия» не выставлялась, она находилась в мастерской автора. Картина не нашла покупателя и на его посмертной распродаже. Друзья художника собрали деньги по общественной подписке и выкупили картину.
Теперь эта картина – национальное достояние, за пределы Франции она выехала второй раз. Три года назад она демонстрировалась в Венеции вместе с «Венерой Урбинской» Тициана.
– «Олимпию» в Россию раньше не привозили, – рассказывает куратор главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. – В конце прошлого года я был в Париже, пришел к президенту Музея Орсэ доктору Ги Кожевалю. Он сам заговорил об «Олимпии». В этом был политический момент. Не только мы нуждаемся в дружбе со странами с великой культурой, но и они нуждаются в нас. Был заключен договор.
Выставка получилась в петербургском духе. Гостью из Орсэ в Главном штабе сопровождает больше двадцати произведений из эрмитажного собрания, прослеживающих путь развития образа обнаженной женщины в искусстве. Центральное место занимает «Олимпия», на противоположной стене зеркально расположена эрмитажная версия «Данаи» Тициана, приобретенная Екатериной II в 1772 году. Две разделяющие их стены заполнены гравюрами.
В Эрмитаже огромное собрание гравюр, счет идет на сотни тысяч, было из чего выбирать. Определяющим был мотив – возлежащее обнаженное женское тело. В Античности подобного образа не было, он появляется в эпоху Возрождения. Тициан и Джорджоне писали Венеру лежащую. Гравюр – репродукций с произведений старых мастеров немного. Великолепным рисунком обнаженной женской фигуры представлен Франсуа Буше. В основном присутствуют гравюры ХIХ века.
Ни на одну из картин не создавалось так много карикатур, как на «Олимпию». На выставке их три. Как сказал куратор, «они не художественные, а злобные». Другое дело, как откликнулся на скандал Оноре Домье. Он высмеивает не Мане, а публику.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5755) от 01.08.2016.
Комментарии