Ню в Главном штабе

В минувшие выходные Эрмитаж представил публике самую знаменитую картину Эдуарда Мане «Олимпия» из собрания парижского Музея Орсэ.

Ню в Главном штабе | ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

ФОТО Елены САМСОНОВОЙ

Как и следовало ожидать, ей определили место в Главном штабе, куда из Зимнего дворца перебрались картины импрессионистов. До конца октября «Олимпия» будет занимать зал # 304. Информация нелишняя, если учесть, что логистика в новом музейном пространстве сложная.

Мане написал «Олимпию» в 1863 году, а показал в салоне двумя годами позже. Колебался он не напрасно, разразился небывалый скандал. Публика и критики нашли картину неприличной, а ее показ сочли вызовом общественной морали. Вместо возвышенной, целомудренной, завуалированной греческим или римским мифом наготы зрители увидели реальность – обнаженную женщину на неприбранной постели, а возле нее негритянку с букетом и черную кошку с выгнутой спиной. Сюжет не оставлял сомнений в профессии героини полотна. Даже название картины будоражило критику и публику. Оно заимствовано у одной из героинь романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». По правилам, картину нельзя было удалить до окончания салона, к ней приставили охрану.

При жизни Мане «Олимпия» не выставлялась, она находилась в мастерской автора. Картина не нашла покупателя и на его посмертной распродаже. Друзья художника собрали деньги по общественной подписке и выкупили картину.

Теперь эта картина – национальное достояние, за пределы Франции она выехала второй раз. Три года назад она демонстрировалась в Венеции вместе с «Венерой Урбинской» Тициана.

– «Олимпию» в Россию раньше не привозили, – рассказывает куратор главный научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. – В конце прошлого года я был в Париже, пришел к президенту Музея Орсэ доктору Ги Кожевалю. Он сам заговорил об «Олимпии». В этом был политический момент. Не только мы нуждаемся в дружбе со странами с великой культурой, но и они нуждаются в нас. Был заключен договор.

Выставка получилась в петербургском духе. Гостью из Орсэ в Главном штабе сопровождает больше двадцати произведений из эрмитажного собрания, прослеживающих путь развития образа обнаженной женщины в искусстве. Центральное место занимает «Олимпия», на противоположной стене зеркально расположена эрмитажная версия «Данаи» Тициана, приобретенная Екатериной II в 1772 году. Две разделяющие их стены заполнены гравюрами.

В Эрмитаже огромное собрание гравюр, счет идет на сотни тысяч, было из чего выбирать. Определяющим был мотив – возлежащее обнаженное женское тело. В Античности подобного образа не было, он появляется в эпоху Возрождения. Тициан и Джорджоне писали Венеру лежащую. Гравюр – репродукций с произведений старых мастеров немного. Великолепным рисунком обнаженной женской фигуры представлен Франсуа Буше. В основном присутствуют гравюры ХIХ века.

Ни на одну из картин не создавалось так много карикатур, как на «Олимпию». На выставке их три. Как сказал куратор, «они не художественные, а злобные». Другое дело, как откликнулся на скандал Оноре Домье. Он высмеивает не Мане, а публику.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (5755) от 01.08.2016.


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?