Новый взгляд на титана. В Кунсткамере открывается экспозиция «Академический зал. Музей Ломоносова»

20 ноября в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН открывается для публики после реэкспозиции «Академический зал. Музей Ломоносова». Это событие приурочено сразу к трем знаменательным датам: 300‑летию Российской академии наук, 310‑летию Кунсткамеры и 75‑летию Музея Ломоносова. Кунсткамера — первый музей России — единственное сохранившееся до наших дней здание Петербурга, где работал Ломоносов, не только ученый и поэт, но и первый русский редактор «Санкт-Петербургских ведомостей».

Новый взгляд на титана. В Кунсткамере открывается экспозиция «Академический зал. Музей Ломоносова» | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Во многом на основе фондов и ресурсов петровской Кунсткамеры через десять лет после ее открытия была создана Академия наук и художеств. Глубина исторических корней всегда имела первостепенное значение для системы ценностей, и впечатляющий возраст и слава всемирно известного академического музея подтверж­дают стойкость традиций отечест­венной науки, служат символом петровского просвещения и самопознания России. Создание Ломоносовского музея именно в здании Кунсткамеры было принципиально важно. Кунсткамера — символ ­науки, и именно здесь важно было открыть экспозиции, посвященные истории отечественной науки.

Распоряжение по Академии наук СССР о создании Музея М. В. Ломоносова в историческом здании Кунсткамеры датировано 8 мая 1947 года. Инициатором создания музея выступил Сергей Вавилов, президент Академии наук СССР. Перед новым музеем были поставлены задачи собирания и изучения материалов, относящихся к жизни и деятельности первого крупного русского ученого.

Музей Ломоносова был открыт 5 января 1949 года в ходе сессии общего собрания АН СССР, посвященного истории отечественной науки и 200‑летию постройки на Васильевском острове первой академической химической лаборатории трудами и заботами профессора Ломоносова. Дата 200‑летия приходилась на октябрь 1948 года, но соз­дание экспозиции музея задерживалось, сессию провели через три месяца. Заседание президиума АН СССР проходило в круглом зале четвертого этажа башни Кунсткамеры, где и размес­тилась экспозиция музея. К этому времени был восстановлен и исторический вид здания, двести лет простоявшего без верхней части башни. Музей создавался в трудные послевоенные годы. В создании его фондов принимали участие многие академические институты и учреждения, крупнейшие музеи страны.

К открытию музея еще не была подготовлена экспозиция о первой обсерватории, не был установлен Готторпский глобус. Все эти работы были выполнены в 1950‑е годы. Экспозиция Музея М. В. Ломоносова несколько раз обновлялась. Последний раз — в начале 2000‑х годов.

Прошло еще почти четверть века — и необходимо иное прочтение Музея Ломоносова. Новая экспозиция обращается к личности великого ученого, именно он ведет посетителя по музейному пространству, раскрывая все сложности научного поиска, исследований, дискуссий петербургских ученых.

Обросший мифами и домыслами образ Ломоносова, оценки его научных достижений, с амплитудой от принижения до преувеличения, приводят к отсутствию представления о реальной личности ученого, его драматической судьбе и энциклопедической по охвату деятельности. Цельность деятельности и личности Ломоносова выражена его гражданской позицией —«служить отечеству спомоществованием в науках», чему была подчинена не только научная, но и сама жизнь ученого. Новая экспозиция направлена на раскрытие мировидения Ломоносова.

Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Андрей Головнев, член-корреспондент РАН и директор Кунсткамеры, автор концепции реэкспозиции Музея Ломоносова, «мы представляем обновленный взгляд на одного из титанов российской культуры, науки и искусства. Смысл реэкспозиции этого музея — показать зарождение Академии наук и эпоху рождения науки в России глазами Ломоносова. Это новый взгляд на его время. И самого Ломоносова мы показываем по‑новому, как человека творческого одновременно в искусстве и науке».

Директор Кунсткамеры пояснил: принято считать, что Ломоносов прежде всего ученый. Нисколько не снижая его ценности как ученого, музей показывает, что он в равной мере творец искусства, создатель русского поэтического языка, автор стихотворных произведений, которые положили начало рифмованной поэзии.  «Пушкин считал Ломоносова основателем русской поэзии. Одним словом, Ломоносов был человеком «двух полушарий» — художественного, эмоционального и научного, логического. Мы построили рассказ о жизни Ломоносова как диалог научных трактатов и стихотворений. Прослеживаем его путь от детства до зрелости», — добавил Головнев.

Большое внимание в новой экспозиции уделено истории драматических отношений Ломоносова с другими учеными. В частности, речь идет о знаменитой полемике о происхождении имени народа российского между Ломоносовым и Герардом Миллером. Кунсткамера назвала ее «дуэлью титанов». По словам директора музея, это была дискуссия, которая породила новое историческое знание России о самой себе, знание, превратившееся в самосознание страны. До сих пор традиция творческого креативного спора является наследием Академии наук, ее непреходящим достоянием.

В экспозиции представлены немногие уцелевшие раритеты, личные вещи Ломоносова, мозаичные портреты, созданные им в его мастерской в Усть-Рудице, уникальные научные приборы и инструменты XVI – XIX веков, академический стол, за которым работал ученый. В Академическом зале воссозданы химическая лаборатория и физический кабинет Ломоносова, создающие образ научных поисков, смелых экспериментов петербургских ученых.

За знаменитым «столом конференцским» шли бурные научные дискуссии — о поэзии и ценностях русского языка, о географии и пределах России («сошлась ли Азия с Америкой»), о перспективах освоения Арктики (навигации в Ледовитом океане), о минералах и недрах России, об астрономических наблюдениях, анатомических, физических, химических экспериментах.

Центр экспозиции посвящен важнейшему для самоопределения и самосознания России вопросу происхождения Руси. В 1749 – 1750 годах академия заседала более 30 раз, обсуждая в жарких спорах вопрос о происхождении народа российского. Впервые музейными средствами будет рассказано о сути научного спора по знаменитому «варяжскому вопросу» двух маститых академиков — Михаила Ломоносова и Герарда Миллера.

Экспозицию дополняют виртуальные проекты. Они рассказывают о приглашении Петром I известных ученых начала XVIII века — Бернулли, Делиля, Эйлера. Мировоззренческая революция, совершенная царем-реформатором Петром Великим, состояла во внедрении рационального знания, основанного на научных исследованиях и экспериментах. Эту миссию суждено было выполнить помору Михаилу Ломоносову, соединявшему в себе русский характер и европейскую ученость.

Реэкспозиция Музея Ломоносова стала важной частью большой прог­раммы обновления Кунсткамеры. В 2022 – 2024 гг. открылись новые экспозиции «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний», «Имперский зал: Многонародная Россия», «Николаевский зал: Народы Южной Азии». Впереди — последовательное обновление других постоянных экспозиций и открытие многофункционального научно-хранительского центра Кунсткамеры в Шувалове.

Читайте также:

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Васильевский остров Алексея Карева»

В Часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась выставка «Мозаика судьбы»


#Кунсткамера #музей #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2118 (7794) от 19.11.2024 под заголовком «Новый взгляд на титана».


Комментарии