Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы - ныне Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В этом году знаменитой балетной школе исполняется 280 лет.

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей | Сцена из спектакля «Сюита в белом». © Мариинский театр. Фотограф Валенитин БарановскИЙ. 2018 г.

Сцена из спектакля «Сюита в белом». © Мариинский театр. Фотограф Валенитин БарановскИЙ. 2018 г.

По давней традиции, выпускники академии демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра. В течение трех дней зрительный зал был переполнен. В этом году в мир балета отправляют своих подопечных опытные преподаватели Людмила Кавалева и Юлия Косенкова, мужской состав подготовили Алексей Ильин и Фетон Миоцци. У Алексея Ильина значительный педагогический опыт, а Фетон Миоцци впервые представляет на суд профессионалов и зрителей свой выпускной класс и сам сдает своего рода экзамен.

Программа вечеров была посвящена в основном памяти Мариуса Петипа, 200-летие со дня рождения которого отмечает весь мир. Ректор академии Николай Цискаридзе продумал репертуар с целью показать не только достижения выпускников, но и возможности всего возрастного спектра участников - от детей младших классов до предвыпускников.

Спектакль торжественно открылся па-де-катром «Розарий» из балета Петипа «Пробуждение Флоры». Наивный мифологический сюжет давал простор хореографической фантазии, наделяющей каждую из четырех богинь своим характером и пластикой. С тонким ощущением стиля передали индивидуальности своих героинь Александра Хитеева (Флора), Юлия Спиридонова (Аврора), Светлана Савельева (Диана) и Мария Буланова (Геба). Балет Петипа «Наяда и рыбак» дошел до нас только во фрагментах, один из которых предстал перед зрителем в редакции Николая Цискаридзе. С юношеским задором исполнили партии рыбака Маттео и его возлюбленной Джаннины Эрвин Загидуллин, обладающий блестящей техникой танца и актерским обаянием, и Мария Петухова. Герой Загидуллина смело вступал в состязание с соперниками (Давиде Лориккио и Хорхе Паласиос), побеждая их экспрессией воздушных прыжков и головокружительных вращений.

Петипа создавал не только «большие», многоактные балеты, он с удовольствием сочинял хореографические фрагменты для оперных спектаклей, среди которых «Русалка» Даргомыжского, «Тангейзер» Вагнера, «Пиковая дама» Чайковского. Одной из жемчужин в послужном списке хореографа по праву считается «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Из большой сюиты Николай Цискаридзе выбрал «Танцы Дня и Ночи». Изяществом и гармонией, ясным мироощущением наполнил Марко Юусела танец «Часов Дня», сохранив аромат и наивность далекой эпохи. Гением тьмы предстала Мария Хорева в «Часах Ночи», наполнив образ горделивой статью и властностью.

Сергей Лифарь, французский и русский танцовщик и балетмейстер, утвердивший на французской сцене принципы русской хореографии, сочинил более двадцати балетов. Среди них «Сюита в белом» на музыку Эдуарда Лало - его шедевр. Сложная по хореографии и пластической выразительности «Сюита» под силу не всякой труппе. Николай Цискаридзе рискнул доверить исполнение этого балета воспитанникам академии. Рискнул и победил. Хореографическое действие развивается на двух площадках: танцу героев на подмостках аккомпанирует, словно античный хор, пластически ритмизированный «отклик» кордебалета на возвышении, опоясывающем полукружье сцены. Юные танцовщики ни на мгновение не теряли ощущения этого единства, создающего в итоге полотно, завораживающее красотой и динамикой. Девять частей «Сюиты», у каждой из которых свое название, - это девять новелл о любви, расставаниях, радостных встречах и неизбежных утратах.

Чистотой и элегантным совершенством формы пленила Мария Буланова в «Серенаде»; смелостью техники, дерзким сочетанием труднейших движений и каскадом виртуозных комбинаций поразил в «Мазурке» Михаил Баркиджиджа; нежностью и тревогой наполнили «Адажио» Мария Хорева и Рустам Азизов. «Сюиту в белом» восстановил для учащихся академии патриарх французского балета Аттилио Лабис, знакомый петербуржцам по гастролям Парижской Оперы.

Финал торжественного вечера вернул зрителей снова к Мариусу Петипа и его блистательно-парадному гран-па из балета «Пахита». И здесь зрителей ждала неожиданность: в партии Пахиты выступила не выпускница академии, а прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. Этой «подменой» Николай Цискардзе обозначил перекличку времен - юные выпускники увидели, какого совершенства может достичь танцовщица, окончившая Академию Вагановой. Терешкина царила на сцене, утверждая красоту в каждой академической позе и ослепительной виртуозности.

Выпускные спектакли словно соединили два «дома» Петипа - Мариинский театр, где состоялись премьеры почти всех его балетов, и репетиционные залы на улице Зодчего Росси, тогда Театральной, где в течение пятидесяти восьми лет великий балетмейстер и педагог оттачивал мастерство танцовщиков.

Выступления учащихся Академии Вагановой продолжились в Москве: 19 июня они выступили на сцене Большого театра, а 20-го - в Кремлевском Дворце съездов. Партию Пахиты в Москве тоже исполнили выпускницы академии - всемирно известная Светлана Захарова и восходящая звезда Элеонора Севенард.

Материал был опубликован в газете под № 109 (6218) от 21.06.2018 под заголовком «Новое поколение петербургского балета».

#балет #академия #юбилей #спектакль #выпускники #Мариинский театр

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...