Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении «Танцовальной Ея Величества школы для сочинения балетов и танцования театрального, степенного и комического». Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы - ныне Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В этом году знаменитой балетной школе исполняется 280 лет.

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей | Сцена из спектакля «Сюита в белом». © Мариинский театр. Фотограф Валенитин БарановскИЙ. 2018 г.

Сцена из спектакля «Сюита в белом». © Мариинский театр. Фотограф Валенитин БарановскИЙ. 2018 г.

По давней традиции, выпускники академии демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра. В течение трех дней зрительный зал был переполнен. В этом году в мир балета отправляют своих подопечных опытные преподаватели Людмила Кавалева и Юлия Косенкова, мужской состав подготовили Алексей Ильин и Фетон Миоцци. У Алексея Ильина значительный педагогический опыт, а Фетон Миоцци впервые представляет на суд профессионалов и зрителей свой выпускной класс и сам сдает своего рода экзамен.

Программа вечеров была посвящена в основном памяти Мариуса Петипа, 200-летие со дня рождения которого отмечает весь мир. Ректор академии Николай Цискаридзе продумал репертуар с целью показать не только достижения выпускников, но и возможности всего возрастного спектра участников - от детей младших классов до предвыпускников.

Спектакль торжественно открылся па-де-катром «Розарий» из балета Петипа «Пробуждение Флоры». Наивный мифологический сюжет давал простор хореографической фантазии, наделяющей каждую из четырех богинь своим характером и пластикой. С тонким ощущением стиля передали индивидуальности своих героинь Александра Хитеева (Флора), Юлия Спиридонова (Аврора), Светлана Савельева (Диана) и Мария Буланова (Геба). Балет Петипа «Наяда и рыбак» дошел до нас только во фрагментах, один из которых предстал перед зрителем в редакции Николая Цискаридзе. С юношеским задором исполнили партии рыбака Маттео и его возлюбленной Джаннины Эрвин Загидуллин, обладающий блестящей техникой танца и актерским обаянием, и Мария Петухова. Герой Загидуллина смело вступал в состязание с соперниками (Давиде Лориккио и Хорхе Паласиос), побеждая их экспрессией воздушных прыжков и головокружительных вращений.

Петипа создавал не только «большие», многоактные балеты, он с удовольствием сочинял хореографические фрагменты для оперных спектаклей, среди которых «Русалка» Даргомыжского, «Тангейзер» Вагнера, «Пиковая дама» Чайковского. Одной из жемчужин в послужном списке хореографа по праву считается «Танец часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда». Из большой сюиты Николай Цискаридзе выбрал «Танцы Дня и Ночи». Изяществом и гармонией, ясным мироощущением наполнил Марко Юусела танец «Часов Дня», сохранив аромат и наивность далекой эпохи. Гением тьмы предстала Мария Хорева в «Часах Ночи», наполнив образ горделивой статью и властностью.

Сергей Лифарь, французский и русский танцовщик и балетмейстер, утвердивший на французской сцене принципы русской хореографии, сочинил более двадцати балетов. Среди них «Сюита в белом» на музыку Эдуарда Лало - его шедевр. Сложная по хореографии и пластической выразительности «Сюита» под силу не всякой труппе. Николай Цискаридзе рискнул доверить исполнение этого балета воспитанникам академии. Рискнул и победил. Хореографическое действие развивается на двух площадках: танцу героев на подмостках аккомпанирует, словно античный хор, пластически ритмизированный «отклик» кордебалета на возвышении, опоясывающем полукружье сцены. Юные танцовщики ни на мгновение не теряли ощущения этого единства, создающего в итоге полотно, завораживающее красотой и динамикой. Девять частей «Сюиты», у каждой из которых свое название, - это девять новелл о любви, расставаниях, радостных встречах и неизбежных утратах.

Чистотой и элегантным совершенством формы пленила Мария Буланова в «Серенаде»; смелостью техники, дерзким сочетанием труднейших движений и каскадом виртуозных комбинаций поразил в «Мазурке» Михаил Баркиджиджа; нежностью и тревогой наполнили «Адажио» Мария Хорева и Рустам Азизов. «Сюиту в белом» восстановил для учащихся академии патриарх французского балета Аттилио Лабис, знакомый петербуржцам по гастролям Парижской Оперы.

Финал торжественного вечера вернул зрителей снова к Мариусу Петипа и его блистательно-парадному гран-па из балета «Пахита». И здесь зрителей ждала неожиданность: в партии Пахиты выступила не выпускница академии, а прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. Этой «подменой» Николай Цискардзе обозначил перекличку времен - юные выпускники увидели, какого совершенства может достичь танцовщица, окончившая Академию Вагановой. Терешкина царила на сцене, утверждая красоту в каждой академической позе и ослепительной виртуозности.

Выпускные спектакли словно соединили два «дома» Петипа - Мариинский театр, где состоялись премьеры почти всех его балетов, и репетиционные залы на улице Зодчего Росси, тогда Театральной, где в течение пятидесяти восьми лет великий балетмейстер и педагог оттачивал мастерство танцовщиков.

Выступления учащихся Академии Вагановой продолжились в Москве: 19 июня они выступили на сцене Большого театра, а 20-го - в Кремлевском Дворце съездов. Партию Пахиты в Москве тоже исполнили выпускницы академии - всемирно известная Светлана Захарова и восходящая звезда Элеонора Севенард.

Материал был опубликован в газете под № 109 (6218) от 21.06.2018 под заголовком «Новое поколение петербургского балета».

#балет #академия #юбилей #спектакль #выпускники #Мариинский театр

Комментарии