Новое музыкальное общественное пространство может появиться в Петербурге

Новое музыкальное общественное пространство может появиться в нашем городе меньше чем через год. В той самой квартире в доме № 50 по улице Марата, бывшей Николаевской, где когда‑то проходили знаменитые пятницы, организованные меценатом Митрофаном Петровичем Беляевым.

Новое музыкальное общественное пространство может появиться в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Имя Митрофана Беляева, обладавшего редким чутьем на молодые музыкальные дарования, нынче, пожалуй, знают только специалисты. А ведь в конце XIX века по своим масштабам он был столь же известной фигурой в сфере искусства, как и Павел Третьяков. Только тот помогал художникам, а Беляев — музыкантам… Именно благодаря ему не только в России, но и за рубежом стали известны Александр Глазунов, Анатолий Лядов и Николай Римский-Корсаков.

Увы, заслуги Беляева не были в должной степени оценены его современниками. В том числе и потому, что сам благотворитель свою деятельность особо не афишировал. Поэтому, как отмечают создатели нового пространства, одна из задач — вернуть имя Митрофана Петровича в отечественную культуру…

С чего начался нынешний проект? Бизнесмен из Москвы, в недавнем прошлом петербуржец, купив квартиру в старом фонде, обратил внимание, что гостиная украшена овальными портретами русских и европейских композиторов, спрятанными под стекло и как бы «вмонтированными» в лепнину под потолком. Поскольку находки произвели впечатление, а новый владелец оказался человеком, весьма неравнодушным к искусству, появилась идея возродить здесь музыкальный салон.

Подготовительный этап реставрации квартиры, которая еще совсем недавно была коммуналкой, уже начался. Удивительно, как много в этом старом доходном доме осталось от прежних времен. Выложенная на входе в здание мозаичная дата его сооружения — «1884». Парадная лестница с оригинальными ступенями и подлинными перилами, филенчатые двери во многие квартиры…

Беляев въехал в этот дом как раз в год его постройки. На втором этаже были жилые покои мецената, на третьем — музыкальная гостиная. Поднимаемся туда. Старинная дверь в квартиру, над ней табличка — «16». Номер не менялся с конца XIX века. Именно здесь два десятка лет и проходили беляевские пятницы. В них постоянно участвовали Стасов и Бородин, Глазунов и Лядов, Римский-Корсаков со своими учениками. Здесь бывали Чайковский, Скрябин, Глиэр, Рахманинов. Царила открытая, дружеская атмосфера, тут любили посмеяться, пошутить.

«Вечер обыкновенно начинался с квартета Гайдна, затем шел Моцарт, далее Бетховен и, наконец, какой‑нибудь квартет из послебетховенской музыки, — вспоминал Римский-Корсаков. — По окончании музыки в первом часу ночи садились ужинать… Иногда после ужина Глазунов или кто‑нибудь другой играли на фортепьяно что‑нибудь свое новое… Расходились поздно, в 3‑м часу»

В здании никогда не было капитального ремонта, здесь не меняли перекрытий, поэтому с беляевских времен сохранились не только пышная лепнина, но и печи, межкомнатные двери и даже оконные рамы с подлинной фурнитурой.

Фотографий, запечатлевших облик квартиры при Митрофане Беляеве, не очень много. Поэтому главным источником служат письма и архивные документы. Организаторы проекта понимают, что предстоит серьезная исследовательская работа.

Известно точно, что самое большое помещение в квартире было гостиной. По одну сторону от нее располагалась нотная библиотека, по другую — столовая. Пока они совершенно пус­тые, есть только старинный рояль в гостиной, который, по легенде, будто бы остался здесь еще с конца XIX века. На стенах — репродукции портретов кис­ти Ильи Репина, которые украшали эти залы в эпоху пятниц. Изображения главных столпов «беляевского кружка» — композиторов Александра Глазунова, Александра Лядова и Николая Римского-Корсакова… Оригиналы находятся в Русском музее, в дальнейшем предполагается выполнить копии этих работ маслом.

Квартира Беляева3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Реставрацией квартиры Беляева займется команда мастеров, которая трудилась в Александровском дворце в Царском Селе, Морском соборе в Кронштадте, в Консерватории. Все действия будут проходить при постоянной консультации КГИОП.

Мы сейчас старте. Предстоит обследовать несущие конструкции, при необходимос­ти усилить их, — рассказал руководитель проекта реставрации Георгий Глотов-Давыдов. — Также будет обеспечена шумоизоляция — используем современные звукоизоляционные материалы.

Проектом заинтересовались в Музее Николая Андреевича Римского-Корсакова, что на Загородном проспекте. Там с давних пор мечтали восстановить квартиру Митрофана Беляева. Но для этого требовалось, чтобы город ее выкупил. На что рассчитывать, естественно, не приходилось. Так что теперь в музее рады, что квартира Беляева возвращается в культурную среду Петербурга, и готовы всячески поддерживать проект.

Новое пространство не обретет музейного статуса, поскольку это связано с юридическими сложностями: создание музея в многоквартирном доме имеет огромное количество ограничений и обременений. С чем столк­нулись, к примеру, создатели ­мемориальной квартиры Иосифа Бродского в доме Мурузи на Литейном. Поэтому здесь, на улице Марата, речь идет о воссоздании музыкального пространства в исторических интерьерах.

Предполагается возродить беляевские пятницы, — рассказал руководитель Союза частных музеев и коллекционеров Семен Жильцов. — Естественно, мероприятия будут проходить исключительно в то время, которое обозначено городским законом о тишине. Будет сформирована библиотека. К нам уже поступают предложения, даже из других стран, с просьбой принять книги, посвященные русской музыке. А коллеги-искусствоведы подбирают аутентичные предметы интерьера.

Как подчеркнул Жильцов, проект сугубо меценатский, благотворительный, не предназначенный для извлечения прибыли. Он нацелен исключительно на возрождение и сохранение культурного наследия. Квартиру предполагается отреставрировать в кратчайшие сроки, чтобы 22 февраля следующего года, в день рождения Митрофана Пет­ровича Беляева, открыть музыкальную гостиную.

Какая музыка будет в ней звучать? Конечно, классическая.


#музыка #общественное пространство #открытие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7130) от 17.03.2022 под заголовком «Композиторы под потолком».


Комментарии