Новая Саломея

Елена Стихина дебютировала на Новой сцене Мариинского театра в заглавной партии в премьере оперы «Саломея» Рихарда Штрауса, исполненной под управлением маэстро Валерия Гергиева. А вскоре после премьеры она впервые спела здесь и партию Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. Обладательница приза зрительских симпатий, полученного на конкурсе «Опералия» Пласидо Доминго в прошлом году, она и от петербургской публики получила шквал оваций. В апреле Елена СТИХИНА готовится спеть в Мариинском партию Леоноры в «Силе судьбы» Верди. Об этом беседовал с ней музыковед Владимир ДУДИН.

Новая Саломея | ФОТО из архива Е. СТИХИНОЙ

ФОТО из архива Е. СТИХИНОЙ

- Елена, вы так ярко дебютировали, многим интересно, откуда вы, где вы родились?

- В городе Лесной Свердловской области. Никогда не думала, что по окончании школы свяжу свою жизнь с академической музыкой, с оперным театром, имея за плечами лишь музыкальную школу по классу фортепиано. Правда, когда в девятом классе мы проходили тест на профориентацию, выяснилось, что я должна быть артисткой. Мама долго смеялась. Через два года я сказала ей, что хочу поступать в консерваторию, мама была потрясена. Но я бесконечно благодарна родителям, что они мне не сказали «нет» и помогли, нашли средства, хотя это им было непросто. Мы собрались и поехали поступать в 2004 году в Московскую консерваторию.

- Почему именно в московскую?

- В силу своего неведения я даже не задумывалась, что можно поехать в какой-то другой город, кроме Москвы. Возможно, сыграл свою роль тип мышления человека с периферии, стремящегося в столицу. Я считала, что лучший вуз - Московская консерватория. Поскольку в моей семье нет музыкантов, никто не мог мне ничего другого посоветовать и сказать, что консерватории бывают разные, что они есть и в Екатеринбурге, и в Петербурге.

- Вы поступили без звонков и связей?

- А у меня и не было никаких связей. Никого не было. Меня взяли на подготовительный курс, где я отучилась два года, после чего поступила на курс. Причем меня приняли, несмотря на отсутствие в моем образовании музыкального училища. За это доверие я очень благодарна, поскольку мне сразу дали возможность попасть в благоприятную музыкальную среду. Я была счастлива, что поступила к такому педагогу, как Ирина Ивановна Масленикова, у которой училась до третьего курса. Но заканчивала я у другого замечательного педагога - Ларисы Борисовны Рудаковой.

- О чем мечтали по окончании консерватории?

- Я стажировалась в Центре оперного пения Г. П. Вишневской, но, к сожалению, Галину Павловну там уже не застала. А училась там у Маквалы Филимоновны Касрашвили - бесценного педагога с огромным опытом и прекрасного человека. Именно она развеяла все мои сомнения, когда я позвонила ей и посоветовалась, могу ли петь Тоску. И услышала в ответ, что она спела эту партию в 28 лет и что у меня есть все основания тоже сделать это. Но с московскими театрами я не успела завязать отношений, а прослушалась в Приморский театр оперы и балета, куда меня тут же пригласили. Кто же знал, что совсем скоро он станет Приморской сценой Мариинского театра, а я - солисткой Мариинского театра.

- Как произошло знакомство с маэстро Гергиевым?

- Невероятно стремительно - на репетициях «Саломеи» Штрауса. Мне позвонили за 15 минут до оркестровой репетиции, когда я занималась совсем другими делами, сказав, что маэстро хочет меня послушать. К счастью, я была рядом с театром, быстро собралась, прибежала и прямо на сцене загримированная спела. Немного сумбурно все происходило, но, в конце концов, меня взяли в постановку и доверили петь в премьерный день, что для меня большая честь.

- Партия Саломеи - сложнейшая, изматывающая. Как вы выносите ее энергетически? Много энергии она поглощает?

- По музыке и образу Саломея очень сложна. Это мир, с которым я прежде не сталкивалась, никогда не пела Штрауса. Но в этой музыке есть что-то очень притягательное, какая-то затягивающая среда. Когда открываешь ноты, думаешь, что за музыка? Но в итоге она как будто проходит сквозь тебя.

- Не опасно сталкиваться с такой стихией?

- Думаю, что нет. Все, что естественно, не опасно. Я склонна все воспринимать с положительной точки зрения. Любую музыку стараюсь исполнять на территории любви. Я поняла это, когда пела Тоску. Меня однажды спросили, насколько оправданны слова из ее знаменитой арии Vissi d,arte «вся жизнь - искусство, вся жизнь - любовь»? Я задумалась и поняла, что так оно и есть: все всегда про любовь. Саломея - это безумная, но все равно любовь, это страсть, эротика. По крайней мере для меня так.

- Но ее любовь оказывается разрушительной.

- Трагедию породила невозможность любви. Я никогда не рассматривала эту оперу с точки зрения религии, да и оперный театр - светское заведение. Люди, чувства которых эта опера может как-то затронуть, должны прочитать либретто и сделать выбор - идти или нет. Вообще, для того чтобы отправляться в оперу, надо сначала прочитать, о чем она. Опера - это прежде всего театр. Изначально Саломея не испорченная женщина, а почти ребенок, ищущий правду. Танец семи покрывал - танец семи смертных грехов. Ее заставляют пройти испытание этим танцем, но ее светлая душа его не выдержала...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.