Новая лампочка Ильича

Во всех залах Музея искусства Петербурга XX - XXI веков (МИСП) открылась выставка «Право на грядущее» - международный проект, поводом для которого стало 100-летие Великого Октября. Именно так интернациональная команда кураторов во главе с директором музея Мариной Джигарханян трактует события, произошедшие в России в 1917 году.

Новая лампочка Ильича | Вадим Григорьев-Башун. «Красная голова». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вадим Григорьев-Башун. «Красная голова». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Опросы социологов, проводимые в последние годы, показывают, что российское общество разделилось в оценках революции примерно поровну. По словам Джигарханян, многие воспринимают ее как огромную трагедию. Но русским авангардистам она виделась самым коротким путем к справедливому всемирному устройству. «Право на грядущее» - это попытка предложить зрителю уйти от однозначных оценок бурных событий столетней давности и их последствий. Для этого собраны произведения, часто полярные по оценкам происшедшего со страной в 1917 году. Представлены работы 60 авторов нескольких поколений из России, Италии, Греции и Кипра, которые хранятся в 10 музеях, галереях и частных собраниях этих стран.

На обложку каталога вынесена картина Ивана Сотникова «Ремейк» - парафраз знаменитого полотна Василия Верещагина «Апофеоз войны». Для Сотникова революция представлялась горой человеческих черепов, над которой парят хищные птицы.

Для Завена Аршакуни годовщины революции были яркими образами парада и салюта над Невой, которые он изобразил на картине «Праздничный вечер». Такому настроению противостоит аллегорическая картина «Слепые» Александра Ситникова с маленькими человечками в метро. Как поясняет автор, они - ничто.

В черно-белых фотографиях большого формата «Потерянный горизонт», изображающих памятники советского времени, Данила Ткаченко показывает крах советского мифа. Но картина «Взлет» грека Александроса Маганиотиса напоминает о памятнике III Интернационалу Владимира Татлина, авангардных костюмах Варвары Степановой, проекте «Летающие города» архитектора Григория Крутикова. В стране только начиналась индустриализация, а Крутиков думал, как создать поселения, висящие в небе, чтобы максимально сохранить нетронутую природу.

Рывок в экономике и страшная цена, за него заплаченная, - две стороны одной революционной медали. Выразительный объект Вадима Григорьева-Башуна «Красная голова», куда вместо мозгов встроена мерцающая гирлянда из светодиодов, напоминает про успех ленинской «электрификации всей страны». Даже если у Константина Симуна в ироничной бронзовой фигурке вождя лампочка «вырастает» прямо из руки. Кстати, эта работа недавно подарена автором МИСПу.

Отдельный зал занимает инсталляция Анатолия Осмоловского «Портреты мертвых революционеров», состоящая из девяти скульптурных голов - от Маркса до Че Гевары. Художник напоминает про диалог Пикассо и немецкого генерала по поводу картины «Герника», изображающей ужасы войны. На вопрос: «Это вы сделали?» - художник ответил: «Нет, это вы сделали». Осмоловский убежден, что массовый снос памятников - неоправданное варварство, забыть историю - плюнуть в будущее.

Прямое обращение к современности подхватывает грек Теодорос Лалос. Его объект «Сейчас» - красный квадрат с надписью, сшитый на живую нитку из бумажных лоскутов. Получился простой, но выразительный образ нашего нестабильного времени. Кто сейчас рискнет предсказать грядущее?

#юбилей революции #лампочка Ильича #русский авангард

Материалы рубрики

30 октября, 08:00
Штурм года
12 октября, 07:30
Мечты и селедка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?