Новая лампочка Ильича

Во всех залах Музея искусства Петербурга XX - XXI веков (МИСП) открылась выставка «Право на грядущее» - международный проект, поводом для которого стало 100-летие Великого Октября. Именно так интернациональная команда кураторов во главе с директором музея Мариной Джигарханян трактует события, произошедшие в России в 1917 году.

Новая лампочка Ильича | Вадим Григорьев-Башун. «Красная голова». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вадим Григорьев-Башун. «Красная голова». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Опросы социологов, проводимые в последние годы, показывают, что российское общество разделилось в оценках революции примерно поровну. По словам Джигарханян, многие воспринимают ее как огромную трагедию. Но русским авангардистам она виделась самым коротким путем к справедливому всемирному устройству. «Право на грядущее» - это попытка предложить зрителю уйти от однозначных оценок бурных событий столетней давности и их последствий. Для этого собраны произведения, часто полярные по оценкам происшедшего со страной в 1917 году. Представлены работы 60 авторов нескольких поколений из России, Италии, Греции и Кипра, которые хранятся в 10 музеях, галереях и частных собраниях этих стран.

На обложку каталога вынесена картина Ивана Сотникова «Ремейк» - парафраз знаменитого полотна Василия Верещагина «Апофеоз войны». Для Сотникова революция представлялась горой человеческих черепов, над которой парят хищные птицы.

Для Завена Аршакуни годовщины революции были яркими образами парада и салюта над Невой, которые он изобразил на картине «Праздничный вечер». Такому настроению противостоит аллегорическая картина «Слепые» Александра Ситникова с маленькими человечками в метро. Как поясняет автор, они - ничто.

В черно-белых фотографиях большого формата «Потерянный горизонт», изображающих памятники советского времени, Данила Ткаченко показывает крах советского мифа. Но картина «Взлет» грека Александроса Маганиотиса напоминает о памятнике III Интернационалу Владимира Татлина, авангардных костюмах Варвары Степановой, проекте «Летающие города» архитектора Григория Крутикова. В стране только начиналась индустриализация, а Крутиков думал, как создать поселения, висящие в небе, чтобы максимально сохранить нетронутую природу.

Рывок в экономике и страшная цена, за него заплаченная, - две стороны одной революционной медали. Выразительный объект Вадима Григорьева-Башуна «Красная голова», куда вместо мозгов встроена мерцающая гирлянда из светодиодов, напоминает про успех ленинской «электрификации всей страны». Даже если у Константина Симуна в ироничной бронзовой фигурке вождя лампочка «вырастает» прямо из руки. Кстати, эта работа недавно подарена автором МИСПу.

Отдельный зал занимает инсталляция Анатолия Осмоловского «Портреты мертвых революционеров», состоящая из девяти скульптурных голов - от Маркса до Че Гевары. Художник напоминает про диалог Пикассо и немецкого генерала по поводу картины «Герника», изображающей ужасы войны. На вопрос: «Это вы сделали?» - художник ответил: «Нет, это вы сделали». Осмоловский убежден, что массовый снос памятников - неоправданное варварство, забыть историю - плюнуть в будущее.

Прямое обращение к современности подхватывает грек Теодорос Лалос. Его объект «Сейчас» - красный квадрат с надписью, сшитый на живую нитку из бумажных лоскутов. Получился простой, но выразительный образ нашего нестабильного времени. Кто сейчас рискнет предсказать грядущее?

#юбилей революции #лампочка Ильича #русский авангард

Материалы рубрики

30 октября, 08:00
Штурм года
12 октября, 07:30
Мечты и селедка

Комментарии