Новая сцена Мариинского театра празднует юбилей

2 мая Новая сцена Мариинского театра празднует свое десятилетие. В этот же день юбилей и у маэстро Валерия Гергиева.

Новая сцена Мариинского театра празднует юбилей | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Мариинский-2 — такое же его детище, как и Концертный зал, и камерные залы Прокофьева, Щедрина, Стравинского, Мусоргского и Рахманинова. Гергиев возглавил театр в 1988 году. За прошедшие десятилетия помимо строительства капитального шло и идет строительство репертуарное. Театр стал Домом не только Римского-Корсакова, Прокофьева, Мусоргского и Чайковского, но и Вагнера, Верди, Рихарда Штрауса и многих других композиторов. По числу названий в афише театру нет равных в России, да и на Западе с ним может соперничать разве что Венская опера.

Как‑то маэстро в шутку назвал Мариинский с его многочисленными площадками (есть ведь и Приморская сцена во Владивостоке, и Владикавказ) новым Ватиканом, своеобразным музыкально-теат­ральным государством. В шутке этой есть доля правды. Ведь коллектив театра огромен: практически четыре состава оркестра, большая оперная и балетная труппы, Академия молодых певцов, различные службы, без которых невозможен выпуск спектаклей… И руководитель этого огромного организма отвечает за все.

Валерию Гергиеву — 70, и в это верится с трудом, настолько противоречит солидной цифре активность маэстро и романтически приподнятая, страстная манера его дирижирования. В Петербурге и на гастролях Гергиев выступает каждый день, а сейчас, когда проходит Московский пасхальный фестиваль (еще одно его детище), он вообще колесит по России вместе с оркестром на специальном поезде. В нынешнем году запланировано посетить более 30 городов. Мне довелось в прошлые годы присоединяться к сегментам этого колоссального маршрута, помню его необыкновенную интенсивность, яркие художественные впечатления и то, как встречали Гергиева и его оркестр в больших и малых городах нашей Родины. Для публики в регионах он является национальным героем, каким‑то чудом оказавшимся в их краях для того, чтобы осветить жизнь пасхальной радостью и светом искусства. Это ведь настоящая миссия, потому что приезд Мариинки вместе с ее художественным руководителем инициировал во многих местах строительство новых залов, оживление музыкальной филармонической жизни и множество других нужных инициатив.

Валерий Гергиев, конечно, государственный человек, хотя кому‑то это может не нравиться, но он мыслит масштабами всей страны, не только театра, которым руководит. Свой выбор между Россией и Западом он сделал давно. В этом сезоне, когда вспоминали его дирижерский дебют в Мариинском театре, всплыла интересная подробность. Тогда Гергиев победил на престижном конкурсе Герберта фон Караяна и как лауреат получил интересные ангажементы, но отказался от них ради первого выступления в Кировском театре. И продирижировал оперой Прокофьева ­«Война и мир». Западная карьера все равно от Гергиева не ушла: в разные годы он руководил и Лондонским симфоническим оркестром, и Мюнхенским филармоническим, возглавлял фестивали в Роттердаме и финском Миккели, но всегда, когда наступало время выбора приоритетов, он выбирал Россию и родной Мариинский.

Валерий Гергиев родился в ­Москве, но творческой жизнью связан прежде всего с Петербургом. Он — представитель петербургской дирижерской школы, ученик Ильи Мусина. Помню, как впервые услышала его на юбилейном концерте Ильи Александровича в Консерватории в начале 1980‑х. Выступали Юрий Темирканов, руководивший тогда Кировским театром, Василий Синайский, Владислав Чернушенко. Гергиев блестяще продирижировал увертюрой к одной из опер Вагнера, и подумалось: «Вот настоящий вагнеровский дирижер!». Никто не мог тогда представить, насколько провидческой будет эта мысль. Как Гергиев, возглавив театр, начнет осваивать сложнейший вагнеровский репертуар, поставит «Парсифаль», потом «Кольцо нибелунга» и другие оперы.

Встав у руля театра в сложные для культурных учреждений годы перестройки, Гергиев смог не только провести его через все рифы без потерь, но и осуществить масштабные фестивали Римского-Корсакова, Прокофьева, Мусоргского, расширить русский репертуар, а потом и западный, осуществить запись этих опер с выдающимися исполнителями того времени и воспитать молодое поколение певцов. И нынешние трудности театр преодолевает успешно: первым смог выйти из ограничений пандемии, сейчас преодолевает логистические сложности, связанные с международными гастролями звезд театра за рубежом и отсутствием привычных гастролеров. Нынешний сезон уже не уступает по интенсивности допандемийным: состоялось несколько возобновлений и премьер, последними из которых стала балетная масштабная «Дочь фараона» и ­«Иоланта» П. И. Чайковского, прошедшие с колоссальным успехом у публики, продолжается масштабный цикл концертов «Год Рахманинова» к 150‑летию со дня рождения композитора. При этом Гергиев постоянно открывает что‑то новое для публики: так, настоящим событием стало концертное исполнение «Гугенотов» Мейербера и других раритетов.

Несмотря на всю разносторонность своей деятельности, Гергиев для петербургской публики — прежде всего музыкант, каждый спектакль и концерт которого становится событием. Как дирижер, он не ищет легких путей, обращаясь к масштабным произведениям Берлиоза, Брукнера, Малера, не забывая Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, ­Шостаковича, современную музыку. Репертуар его огромен. От новых встреч с Валерием Гергиевым все время ждешь чуда, и оно происходит с завидной регулярностью. А за графиком маэстро не угнаться, он движется все быстрее, он «поезд, на который все опаздывают» (выражение Марины Цветаевой), и истинный масштаб Гергиева нам еще предстоит оценить.


#юбилей #театр #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (7407) от 02.05.2023 под заголовком «Дом, который построил Гергиев».


Комментарии