Главная городская газета

НОМ умер, да здравствует «Громыка»!


Только на сайте
Свежие материалы Культура

«Культурная» ли виза?

Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев обратился к министру культуры Владимиру Мединском не оказывать поддержу в случае обращения известному американскому актеру Читать полностью

Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий.

Читать полностью

Меломанов ждал завод

Новый сезон в Мариинке начался музыкой машин.

Читать полностью

Неделя ювелирной моды пройдёт в Музее связи

21-24 сентября 2017 года Музей связи примет неделю ювелирной моды «Сокровища Петербурга», которая объединит почти 250 российских и зарубежных компаний. Читать полностью

Выставка «Блокадный рисунок»

Облик и реалии осаждённого Ленинграда в работах С. П. Светлицкого Читать полностью

Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца.

Читать полностью
Реклама
НОМ умер, да здравствует «Громыка»! | Фото из архива группы

Фото из архива группы

В преддверии концерта петрозаводского первопроходца советского ретрошика "Санкт-Петербургские ведомости» публикуют интервью с творческим коллективом «Громыка» и поясняют, почему надо сходить на их концерт.

Это музыкальное эссе наполнено субъективизмом, что неизбежно, когда мы пишем о музыке, которую слушаем. Субъективизм, вероятно, исключительная черта поколения слушателей возраста до тридцати девяти и старше. В те времена, когда песни не кидали ссылками друг другу, а передавали из рук в руки кассеты, пластинки, а потом  компакты, музыку в наших квартирах можно было сравнить с интеллигентской библиотекой. Вот солидно выстроились тома классиков: «Гражданская оборона», «Алиса», «Кино», «ДДТ», у кого-то и «Наутилус Помпилиус». Рядом с ними, как бы заявляя: «И я, я тоже попал в хрестоматию», пристроилась в твёрдых строгих переплётах следующая волна обязательных к прочтению (т.е. к прослушиванию): «Агата Кристи», «Калинов Мост», «Король и Шут». В туалете валяется «Аквариум» в мягкой обложке, как бы намекая, где, по мнению многих родившихся в РСФСР, место этой странной музыке и текстам.  Посмотрим на другие книжные полки. Помните, на Крупе и на развалах в начале нулевых сотнями лежали фентези с красочно и пафосно оформленными обложками. Кстати, лежат до сих пор, по 50 рублей, если знать, где искать. Так вот такими же обложками: ярко и на почитать в дороге сверкают «Би-2», «Смысловые галлюцинации», которые большинство слушают по инерции только из-за саундтрека к бесподобным  «Брату» и «Брат-2».

            И всё. Больше "книг" покупать не хочется. Есть радио, из него мы черпаем недоверие ко всему новому: ну что эта поросль может нам сказать, чего мы не знаем? Справедливости ради надо отметить, что и сами молодые рок-группы понимают: всё написано до них. Остаётся подражать умершим или живущим классикам. А поскольку интернет-поколение в целом не выдаёт глубокие тексты, то подражание в основном вокально-звуковое. Юноши завывают в стиле «Семь Б» или «Мумми Тролля», а группы с женским вокалом поголовно почему-то уверены, что путь к успеху лежит через подражание мужиковатым голосам арбениных и прочих снайперов.

            От того так приятно иногда, пробежавшись глазами по корешкам классических томов, взять и послушать старый добрый НОМ, похожий на потрёпанные брошюры Херлупа Битструпа. В девяностые и нулевые, пока Шевчук пел про Родину, Кинчев брал молнии в горсть, Цой требовал перемен, а Егор грозил майору льдом под ногами, группа ребят из Пушкина, наследники обэриутов, назвавшись «Неформальное объединение молодёжи»,   выдавали мелодичные «Цыган и микросхема», «У карытцу машек» и «Карлик, вам на какой этаж». Абсурдные в меру и не относящиеся ни к политике, ни  к перестройке, ни к чему вообще песни засели в душах и лексиконе большого слоя петербуржцев.  Знайте, перед вами слушатель НОМа, если в разговоре употребляет словосочетания «накати пятачину»,  «Чёрт Иваныч», «я не настолько богат, чтобы курить дешёвый табак», «ой, как, граждане, страшно жить», «семь процентов людей и иных представителей человеческой расы - …». НОМ держался долго. Они начали в конце 1980-х, много гастролировали, давали концерты по России, распадались, собирались вновь. Выпускали альбомы, снимали фильмы («Пасека» и «Жбан дурака» - яркие образцы настоящего арт-хауса). Но вот несколько лет назад совсем ушёл из группы бесподобный Иван Турист (большое интервью нашей газете читайте здесь). Потом скоропостижно скончался яркий человек, солист Сергей Кагадеев. Остались потёртые жизнью и продолжающие творить и концертировать Адрей Кагадеев, Александр Ливер, примкнувший  ним неоднозначный художник Копейкин.  Вроде и так можно было бы оставаться НОМом, однако коллектив настигла творческая «смерть»: они стали петь песни о современной политике. Последний альбом 2016 года «Оттепель» старые фанаты стали было слушать, да бросили. Песни про политику с приправой из фейсбук-соуса - не то, что мы согласны слушать под вывеской «НОМ». Не за этим приходили на их концерты, стараясь на пару часов выпасть из повестки теленовостей.  Поэтому НОМ, каким мы его знали – умер.

            Если НОМ умер, то что же теперь слушать любителям мелодичных абсурдов? Кто займёт эту нишу? Кто поможет внутреннему эскапизму? Есть такая группа. Это петрозаводский «Громыка». Википедия пишет: «Сами музыканты называют свой жанр «тяжелый психоделический твист», а гитарист группы Никита Власов уточняет, что группа хотела как можно дальше уйти от понятия «рок» музыка. На концертах и клипах в обязательном порядке, как атрибутика группы, присутствует портрет Андрея Андреевича Громыко, фамилия которого созвучна с названием группы, музыканты одеты в строгие серые костюмы, накрашены брови. Однако, по их собственному заверению, эта «оболочка» как раз не является описанием или пояснением для слушателей того, что они играют, а в одном из интервью Н. А. Власов сравнил это с «известным парадоксом про сарай, на котором написано одно, а внутри дрова». В то же время, группа очень серьёзно и трепетно относится к своему творчеству, ни в коем случае не пытаясь «насмешить или развеселить публику».

            22 февраля «Громыка» даёт концерт в Санкт-Петербурге. В преддверии выступления мы взяли у музыкантов интервью.

- Вы довольно частые гости в Петербурге. Чем удивите публику в этот раз? Будут ли какие-то премьеры, сюрпризы?

- Сыграем три-четыре новые песни с еще не вышедших третьего и четвертого альбомов: «Так закалялась пыль», «Закатилось солнце за Техас», «Пожалей мое желе». 

- Правда ли, что в Санкт-Петербурге и Москве на вас ходит совершенно разная публика? И какая?

- Разная. Нам кажется, что в Москве – это пользователи Facebook, а в Питере – пользователи BK.

- Насколько сильно ваше творчество уходит корнями в НОМ?

- Спрашивая это, вы априори подразумеваете, что наше творчество уходит корнями в НОМ, и вопрос лишь в том,  насколько глубоко. При том, что любое сравнение с великим НОМом нам льстит, вынуждены сознаться, что «Громыка» размножается не вегетативным путем. Корней у нас нет, только щупальца.

- В 2016 году вы выпустили два полноценных альбома. Сколько планируете выпустить в 2017-м?

- Мы на год не планируем. На месяц-два от силы. Уже в апреле выходит наш третий альбом.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook