«Ночь музеев» в Петербурге: джаз, картины и ГОРШОК
В 11-й раз прошла на берегах Невы и в окрестностях полюбившаяся многим «Ночь музеев». Как уже знают наши читатели, в этом году в ней участвовали не только музеи, но и театры, библиотеки, концертные площадки и даже совсем, казалось бы, неожиданные учреждения.
Фото: Дмитрий Соколов
Занимательная химия
Васильевский остров, где начиналась петербургская наука, стал одним из полюсов музейной ночи. В ней на этот раз приняли участие четыре академические точки, расположенные вблизи от Стрелки, - Петербургский центр РАН, Пушкинский Дом (Институт русской литературы), Музей почвоведения им. В. Докучаева и Институт высокомолекулярных соединений (ИВС), экскурсии по которому вызвали сенсационный интерес.
Начался островной музейный праздник в другом академическом учреждении - Музее Академии художеств. В отделе слепков с античных скульптур, которые сами по себе произведения искусства, созданные более двух веков назад, открылась выставка «Слепки». Свой взгляд на античность и ее восприятие попытались показать современные петербургские художники.
Первые посетители чаще останавливались у серии скульптур Павла Игнатьева «Обратный дрейф». Автор нашел созданные в советские времена повторения слепков с «Умирающего раба» Микеланджело, с бюста Гомера и императора Веспасиана. Тогда формовщики работали хорошо, разницу между старыми и новыми слепками уловит только профессионал.
Урок геологии в Музее почвоведения.
Фото: Дмитрий Соколов
Другой участник «Слепков», Иван Говорков рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» о создании скульптуры «Как правильно держать карандаш». Автор 42 года преподает рисунок в Академии художеств, в том числе со слепков. Поэтому решил провести наглядный урок. Но подвели современные формовщики: делая силиконовую форму с предплечья руки Говоркова, они недовложили масла и при снятии формы отодрали волосяной покров. Зато при создании гипсовой отливки волосы на нее перешли. Чего только не бывает в «Ночь музеев»...
В Петербургском центре РАН показывали химические опыты и проводили викторины сотрудники Института химии силикатов. В это время в парадных залах шел кропотливый мастер-класс по созданию мозаик из смальты. Для менее усидчивых гостей Библиотека РАН организовала выставку этнографических кукол из собрания библиографа Анны Жабревой. Сейчас такие предметы становятся «библиографической» редкостью.
На другой стороне Стрелки публика штурмовала лаборатории Института высокомолекулярных соединений, который впервые принял участие в «Ночи музеев». Как пояснил Сергей Люлин, директор ИВС, институт намерен сделать себя открытым учреждением, визитной карточкой российской науки в самом центре Петербурга. Последнее обстоятельство имеет для ИВС не столько имиджевый, сколько чисто практический смысл: молодые ученые хотят работать в центре города, а не в пригородах. Значит, надо показать юной аудитории возможности ведущей российской организации по исследованию полимеров.
Люлин определил состояние дел в институте парадоксально: «Нам очень тяжело, но у нас все хорошо». Действительно, к суперсовременным лабораториями с новейшими приборами ведут коридоры с полами, которые положили, вероятно, ровно 70 лет назад при создании института. Но главное, что ИВС получил три супергранта российского правительства, больше всех среди химических институтов страны. На многомиллионные средства созданы три международные лаборатории с участием ведущих ученых мира, изучающих возможности новых полимеров.
Гости увидели опытные образцы крепежа российского производства из полимерных композитов, в них 40% базальта. По прочности болты чуть хуже стальных, но не ржавеют и в несколько раз легче. В лаборатории биополимеров бактерии выращивают особо чистую целлюлозу. На ее основе можно создать бинт, который не прилипает к ранам, что очень важно при лечении ожогов. С помощью этой целлюлозы созданы искусственная костная ткань и хрящи, которые уже испытываются на кроликах.
В одном из помещений, которое недавно отремонтировано, но еще не заполнено приборами, состоялась «одноночная» выставка «Квантологосы», созданная ИВС совместно с художниками Андреем Кузнецовым и Дмитрием Шагиным. Из старых приборов, которые рука не поднималась выбросить, авторы сконструировали несколько новых аппаратов. Например, ГОРШОК - глобальный определитель результатов штатных околоземных коллабораций...
После этого оставалось зайти в соседний подъезд, чтобы послушать натуральных домашних сверчков, постоянно живущих в Музее почвоведения и поющих ближе к ночи. В это время начали работать автобусы-«шаттлы» между объектами, что было особенно удобно для посещения выставочного зала «Смольный», несколько удаленного от центра. В этом году он стал участником двух ночей одновременно - городской и областной. Туда стоило поехать хотя бы для того, чтобы увидеть блюдо Александры Щекатихиной-Потоцкой «Господин с моноклем» - блестящий образец русского авангарда.
Под соловьиный хор
В «Ночи музеев-2018» активно участвовали творческие пространства Ленинградской области. Их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось в два раза. В этом году к акции кроме государственных музейных комплексов присоединились и частные музеи.
Впервые в акции принял участие Кингисеппский историко-краеведческий музей. Его сотрудники разработали исторический квест «Тайны исчезающей крепости», который проводился на территории городища древней крепости Ям. В дебютной ночной программе музея приняли участие более ста человек.
А «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра в ночном музейном марафоне не новичок. Как правило, за музейную ночь его посещают более 500 гостей. По наблюдениям сотрудников, год за годом на мероприятие приходят одни и те же люди, и, чтобы их не разочаровать, каждый раз приходится придумывать что-то новенькое. На этот раз на территории музея был презентован объект «лэнд арта» (малые архитектурные формы) «Метаморфозы верстового столба». Гости лицезрели инсталляцию из дерева с подсветкой размером 5 метров в высоту и 3 метра в длину. Также посетители ознакомились с популярным на сегодняшний день искусством почтовых отправлений - мэйл-артом.
Торжественной и шумной выдалась музейная ночь и для музея-усадьбы «Рождествено» в Гатчинском районе. Посетители господского дома усадьбы Набокова получили возможность почувствовать себя гостями праздничного бала с живой музыкой и танцами, усадебными играми и викторинами.
А завершилась музейная программа в «Рождествено» концертом местных соловьев, которых гости традиционно выходят слушать на балкон дома, с которого открывается необыкновенно красивый вид. Такое возможно только один раз в году - в волшебную ночь музеев.
Северное сияние в музыке
В доме, где теперь расположен Музей-квартира Николая Андреевича Римского-Корсакова (Загородный проспект, 28), композитор провел последние 15 лет жизни: с 1893-го по 1908 год. Здесь были созданы 11 опер из 15, в том числе любимые с детства «Садко», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».
Кроме четырех мемориальных комнат в музее есть концертный зал на пятьдесят мест и зал экспозиционный, где представлены документы, рассказывающие о жизни и творчестве композитора. Именно здесь и открылось новое мультимедийное пространство, которое в «Ночь музеев» впервые представили широкой публике.
Зал совсем небольшой, по его периметру расставлены синие кресла, к ручкам которых присоединены планшеты и наушники. В планшетах - все сочинения Римского-Корсакова, можно прослушать любое. Идея проекта принадлежит сотруднику музея Лидии Адэр - человеку известному в международном музыкальном мире. По ее словам, проект создавался ради привлечения в музей молодых людей, которые могут не только узнать о сочинениях Римского-Корсакова, но и попробовать себя в роли музыканта, композитора, аранжировщика, дирижера.
Световой орган с двенадцатью стеклянными трубами раскрывает феномен синестезии. Римский-Корсаков обладал редким даром - он «видел» музыку, отдельные звуки и их сочетания были окрашены для него в определенные цвета.
Известно, например, что перед премьерой оперы «Снегурочка» композитор даже давал указания осветителям, поясняя, в какие цвета должна окрашиваться та или иная сцена. В этот вечер на органе играли и профессиональные музыканты, и посетители. Звучали не только фрагменты из произведений Римского-Корсакова, но даже песни «Битлз».
В витрине лежит труд Римского-Корсакова «Основы оркестровки», на котором по сей день учатся будущие композиторы. А рядом - интерактивный комплекс. На сенсорном экране - изображения различных музыкальных инструментов. Надев наушники, можно услышать тембр любого из них. Второй этап - узнать роль каждого инструмента на примере темы весны из оперы «Снегурочка». Можно заменять инструменты, скажем, использовать вместо флейты арфу.
Рядом - комплекс, который позволяет поупражняться в аранжировке на основе части из «Испанского каприччио» Римского-Корсакова, каждый раз добиваясь неповторимого звучания.
Самый эффектный комплекс - дирижерский. Желающих почувствовать себя Юрием Темиркановым или Валерием Гергиевым было больше всего. Оказалось, что управлять оркестром, подчинять его себе, при этом следить за партитурой, чтобы как можно ярче и точнее раскрыть замысел композитора, очень трудно. Дирижеры учатся этому много лет, а возможно, не перестают учиться всю жизнь...
Шостакович и пустота
Это одна из главных особенностей петербургской музейной ночи - на невских берегах повсюду звучала музыка. Тема прошедшей «Ночи музеев» - метаморфозы. В словаре это слово толкуется как «переход из одной формы в другую с приобретением нового внешнего вида». Для музыкантов тема неисчерпаемая, ведь музыка это и есть бесконечный и безграничный переход: ритмов, созвучий, мелодий, стихий. Музыка - всегда метаморфоза. Эту аксиому наглядно, увлекательно и просто преподнесли в Большом зале Филармонии. Здесь всю ночь выступали симфонические оркестры и камерные ансамбли, вокалисты пели сольно и хором, звучали сочинения классиков и современников, артисты размышляли о том, как изменчива красота, но постоянна любовь.
Впрочем, о том же самом шепчет поэзия, которая в отличие от музыки рождается из тишины. В саду Фонтанного дома в дымке белой ночи прима БДТ им Г. А. Товстоногова Светлана Крючкова читала стихи Анны Ахматовой. А потом собравшиеся танцевали под джазовые хиты и босанову. На сцене играл ансамбль духовых инструментов Olympic Brass, и звуки трубы придавали нынешним сумеркам что-то торжественное, но в то же время трогательное, как та чудная атмосфера, которая до сих пор сохранилась в парках культуры и отдыха советской поры, несмотря на их современный модный облик.
В саду Фонтанного дома. Фото: Дмитрий Соколов
Часы на экране телефона напомнили, что пора уже в гости к Юрию Хатуевичу Темирканову, который позволил молодежи устроить у себя в Филармонии ночную тусовку - выступали на прославленной сцене в основном молодые музыканты. А потому мы дождались, когда в саду Фонтанного дома появился трубач Вячеслав Гайворонский, прослушали одну его композицию и помчались в Филармонию. Специально для «Ночи музеев» ее коллектив записал аудиогид, своего рода игровой экскурс в историю здания, его знатных обитателей и звездных резидентов. Но наушники выдавали только до 22.00, а мы прибежали к месту встречи меломанов только к полуночи. И сразу попали на концерт «Метаморфозы русской пустоты». На сцене петербургский МолОт-ансамбль и камерный хор Festino исполняли произведение «Красота» Настасьи Хрущевой. Эта же команда сыграла премьеру сочинения молодого композитора Олега Гудачева «Метаморфозы 50%» для хора и ансамбля.
А потом звучал джаз. Пианист Станислав Чигадаев играл шедевры русской классической музыки в джазовой манере, и в этой неожиданной форме узнавались мелодии Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Бородина... В два часа спать совсем не хотелось, но симфонический Singolo Orchestra напомнил про «Метаморфозы ночи». Темноту превращали в свет Моцарт и Шенберг и другие гении разных столетий...
Рассвет наступил под звуки органа. Напоследок можно было сфотографироваться с гением этого места - Дмитрием Шостаковичем. Картонные фигурки, изображающие композитора, сделала художница Саша Конакова. За лучший снимок с хештегом #Шостакович здесь полагался билет на один из филармонических концертов.
Текст: Вадим Михайлов, Алла Чередниченко, Полина Виноградова, Зинаида Арсеньева.
Материал был опубликован в газете под № 088 (6197) от 21.05.2018 под заголовком «Ночь на ногах».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (6197) от 21.05.2018.
Комментарии