«Ночь музеев-2019» в Петербурге посетили около 100 тысяч человек
Петербургскую «Ночь музеев-2019», которая состоялась 18 - 19 мая, посетили около 100 тысяч петербуржцев и туристов. Окончательные итоги будут подведены позднее, но тройка лидеров держится несколько лет. Ботанический сад принял 15 тысяч гостей, Артиллерийский музей - 13 тысяч, «Ленфильм» - 12 тысяч. 13 музеев преодолели гроссмейстерский рубеж: к ним пришли по 5 тысяч человек и более. Организаторы отмечают повышение интереса к небольшим музеям, архивам и библиотекам, а публика похвалила хорошую работу экскурсоводов.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вечер в Кунсткамере
Впервые в акции «Ночь музеев» принимал участие старейший музей России - Кунсткамера. Уже в шесть вечера туда выстроилась очередь из нескольких сотен человек.
Сначала они входили во внутренний двор, где волонтеры предупреждали: «На этом дворе XVIII век». Им «демонстрировали» опыты Георга Вольфганга Крафта, заведующего физическим кабинетом Академии наук. Например, как он с помощью зеркал кипятил воду в сосуде и варил в нем раков. При этом использовался термометр со шкалой Делиля. В ней ноль градусов по Цельсию соответствует 150 градусам по Делилю, а 100 по Цельсию - нулю по Делилю. Заодно, что особенно заинтересовало детскую аудиторию, был показан опыт Ломоносова: сырая вода замерзает быстрее, чем «вареная», то есть кипяченая.
Одновременно проходила дегустация девяти запахов XVIII века, созданных партнерами Кунсткамеры из Музея парфюмерии. Публика нюхала большие банты и без подсказки определяла запах травы - «Сенная площадь», сосен - «Острова», талого снега - «Невские волны».
Дегустации были очень кстати, потому что в сам музей пускали небольшими группами. Там снова вспоминали Крафта и Ломоносова. Актер, исполнявший роль Михаила Васильевича, за какие-то десять минут сумел рассказать и показать серьезную выставку «Кочевники Арктики: искусство движения». В финале актеры разыгрывали знаменитую историю «Ледяного дома», когда в начале 1740 года вздорная императрица Анна Иоанновна велела сыграть свадьбу своих шутов в постройке изо льда. Рабочий проект дома создал Крафт.
Известно, что на свадьбу были собраны представители трехсот народов, населявших тогдашнюю Россию. Действие спектакля проходило в зале Африки, поэтому эфиопские браслет и боевая каска из Чада контрастировали с костюмами «мокшанки», «самоедки», «калужской девицы» и «шаманки из Красноярского уезда».
На выходе из Кунсткамеры мы поинтересовались у нескольких девушек, часто ли они посещают музеи. Ответ был таким: один раз в несколько месяцев. Одна петербурженка заметила, что в музеи ходит во время турпоездок, дома некогда. И то же самое сообщила жительница Дрездена - города всемирно известных музеев.
Музы вернулись в особняк
В «Ночь музеев» петербуржцы впервые смогли побывать в здании бывшего Екатерининского собрания. Сейчас, после реставрации, особняк на наб. канала Грибоедова, 88 - 90, построенный в начале 1900-х годов в стиле модерн, стал второй площадкой «Петербург-концерта». Особняк был создан совместными усилиями архитектора Оскара Мунца, инженера Николая Смирнова и художника Евгения Фелейзена.
Экскурсоводы встречали гостей на роскошной парадной лестнице с решетками, украшенными растительными узорами в стиле модерн, светильниками в форме граненых бриллиантов и большими окнами с витражами. В интерьерах главенствуют нежные оттенки фисташкового, болотного и бежевого цветов. Гирлянды из цветов и капители колонн, украшенные гроздьями винограда, окрашены в цвет темного золота.
Среди посетителей бродили артисты в золоченых нарядах стиля рококо, пудреных париках и масках. Ведь когда-то в Екатерининском собрании шумели балы и маскарады. В начале XX века здесь нашли приют артисты кабаре «Кривое зеркало» и театра пластики «Стиль», которым руководила актриса и режиссер Дарья Мусина-Пушкина. Помнят эти стены и Сергея Дягилева. После конфликта с всесильной Матильдой Кшесинской и последовавшей за ним утратой покровительства императорской семьи Дягилев и будущие участники «Русских сезонов» - Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин - перебрались из Эрмитажного театра сюда. Во время Первой мировой войны в здании размещался госпиталь и перед ранеными выступал Федор Шаляпин.
После революции в особняке какое-то время еще теплилась культурная жизнь. Корней Чуковский читал лекции о литерафтуре матросам. Недолго, с 1920-го по 1922 год, здесь просуществовал Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота. Потом музы покинули особняк, в котором разместились различные организации, и роскошные интерьеры пришли в упадок.
И вот почти век спустя музыка вернулась сюда. В «Ночь музеев» в Камерном зале звучал Роговой оркестр Сергея Поляничко, хор солистов «Рождество», струнный квартет имени Римского-Корсакова. Молодые артисты музыкально-драматического театра «АРТ» под управлением Александра Исакова исполнили фрагменты из нескольких спектаклей. По словам Сергея Поляничко, акустика в зале потрясающая.
Пришедшие в этот вечер в Екатерининское собрание могли увидеть и огромный двусветный зал, который пока представляет собой романтическую руину. На экскурсии рассказали о былом великолепии зала, о его изысканном убранстве. У арки сцены были композиции с фигурами нимф. В элементах декора преобладали театральные маски, волны, листья, гирлянды. Центральная розетка плафона была выполнена в виде облака, которое окружали летящие журавли. Зал был отделан голубым бархатом. Когда реставрация завершится, в Петербурге появится еще один концертный зал почти на тысячу мест.
О пользе прививок и пиявок
Девизом «Ночи музеев-2019» было выбрано слово «элементы». Военно-медицинский музей остроумно его использовал, создав программу «Элементарно, Холмс». В экспозиции надо было найти семь предметов, которые мог использовать в своей практике доктор Ватсон. Например, стеклянный аппарат для переливания крови. Детям рассказывали азы анатомии и про пользу прививок, взрослым - о свойствах пиявок в лекции «Полезные обитатели Гримпенской трясины», описанной у Конан Дойла.
Во дворе, который редко открывают для публики, дети могли посидеть за рулем машины «скорой помощи», пока взрослые знакомились с ее медицинской начинкой. Рядом примеряли «штаны пожарного» и серебристый теплоотражательный костюм, знакомились с новой спасательной техникой. В этом музее не было ажиотажа Кунсткамеры, но было больше восторгов и горящих глаз.
Музейно-выставочный центр РОСФОТО решил показать, как работало фотоателье времен Карла Буллы. Для этого была сконструирована огромная фотокамера. Посетители сами выбирали фон и рамку для фото, устанавливали выдержку и диафрагму (во времена смартфонов о таких вещах многие даже не слышали). Сотруднику, исполнявшему роль Буллы, оставалось только нажать кнопку затвора. Камера была присоединена к странице РОСФОТО в соцсетях, где архивированы все снимки, сделанные в «Ночь музеев». Парочки были в восторге.
Музей стрит-арта не участвовал в акции, но 18 мая - Международный день музеев, праздник общий. У «стрит-артистов» открылся шестой выставочный сезон - проектом о нашем труднопредсказуемом времени «Хоть стой, хоть падай», объединившим 45 художников из разных стран. Ироничный Стас Багс изобразил на стене «гром-камня» инвалидное кресло вместо «Медного всадника», словно намекая на умственную неполноценность тех, кто пытался приготовить на скульптуре шашлык. Мудрый Слава ПТРК выложил из ярких неоновых фонарей одно слово: «Терпи».
Читайте также о том, что каждый четвертый петербуржец полтора года не был в музее.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 088 (6441) от 20.05.2019 под заголовком «Где раки... ночуют».
Комментарии