Ночь, улица, фонарь со смыслом. В Ленобласти прошел фестиваль «Ночь света в Гатчине»

Какой смысл в освещении фасадов зданий, скверов, парков, монументов, арт-объектов, площадей? «Хороший вопрос», — сказала светодизайнер, основатель образовательного проекта «Лаборатория света», доцент Московского архитектурного института Анастасия Приходько. Она принимала участие в фестивале «Ночь света в Гатчине», который уже восьмой раз провел музей-заповедник при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Поразительные световые инсталляции, фантастический видео-арт, элегантный видеомэппинг представили 30 команд из разных стран. Все работы были созданы специально для дворцового парка в Гатчине, который за три фестивальные ночи посетили почти 15 тысяч человек. Главной темой фестиваля в этом году стал диалог: света с тенью, природы с цивилизацией, человечества с самим собой. И диалог Анастасии ПРИХОДЬКО с журналистом Светланой МАЗУР тоже вписался в тему.

Ночь, улица, фонарь со смыслом. В Ленобласти прошел фестиваль «Ночь света в Гатчине» | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Интересно, что каждый посетитель фестиваля мог не только любоваться шедеврами светотехники, но и сам поучаствовать в происходящем. Можно сказать: развлечься креативно. Например, сыграть в крестики-нолики лучами прожекторов. А проект вашей команды оказался совсем уж уникальным — люди впервые в жизни собственные картины светом рисовали.

— У меня такая специфика работы со студентами — не рассказывать, что такое свет и как он работает, а показывать. На нашем белом стенде в гатчинском парке действительно каждый мог создать свою световую картину. У кого‑то нарисовались масштабные абстракции, у кого‑то шутливые вещи, а у кого‑то озеро Байкал. Вообще фестиваль получился очень лиричным и в то же время философским. Художественная составляющая достаточно любопытная, идейная тоже.

Световое искусство пышным цветом расцветает на фестивалях и праздниках. А что с ним происходит в обычной городской жизни? Проектируя архитектурное освещение, вы относитесь к свету как к идейно-художественному элементу или просто как к инструменту, позволяющему сделать здание видимым в темноте?

— Мой образовательный проект называется «Лаборатория света». По сути, мы создаем световую среду города, и искусство для нас, конечно же, важнее функционала. Оно очень живое и действенное. Наша команда совершает «световые десанты» в разные городские локации, причем не только в Моск­ве. Недавно ездили в Кимры на помощь к реставраторам, спасающим старые здания от сноса. Нужно было так осветить старинную архитектуру, чтобы власти и жители города увидели: это не рухлядь, которую стоит снести, а большая историческая ценность.

А если вам не нравится сущест­вующее городское освещение, вы с ним как‑то боретесь?

— Черными мешками его закрываем.

Серьезно? Погружаете местность во тьму?

— Наоборот: закрываем мешками существующий светильник, но тут же освещаем объект по‑новому. Придумываем, как это могло бы быть иначе, выстраиваем альтернативный сценарий. Скажем, памятник Бродскому в Моск­ве освещен так же, как и все другие монументы практически везде. Поставили светильник, направили на скульптуру, как‑то ее светом залили: видно — ну и ладно. А смысл памятника оказался совершенно потерян. Дело в том, что фигура Бродского с одной стороны объемная, а с обратной — полая. Сбоку памятник выглядит как слепок, рельефный отпечаток. Когда я встретилась с автором скульптуры, он мне объяснил, что это история о том, как важно оставить в жизни свой след, «отпечататься». Бродскому это удалось, поэтому он выделяется на фоне стоящей рядом группы бесформенных силуэтов обезличенных людей. Памятник об этом, и мы постарались высветить его смысл, обратить внимание людей на отпечаток Бродского.

После вашего десанта его осветили по‑новому?

— Нет, конечно, для этого пришлось бы кабель перекладывать. Светильник ведь не сам по себе существует, а с проводкой. Об освещении нужно думать на стадии проектирования, чтобы свет был правильно интегрирован в городскую среду. Это происходит, но не так активно, как хотелось бы. Часто проектировщики вообще не выезжают на мес­то, работают по чертежам. Но одно дело на красивой картинке раскрасить, например, деревья в разные цвета. А когда таким образом осветили Воробьевы горы в Москве, находиться в таком разноцветном пространстве стало некомфорт­но. Вообще по ночам и вечерам наши любимые места иногда так трансформируются, что хочется закрыть глаза. Это не может не печалить, потому что городское освещение напрямую воздействует на эмоции.

Вот так однажды тусклый свет фонаря опечалил Александра Блока и вдохновил на размышления о бессмысленности жизни. «Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет…» — написал он 110 лет назад, осенью 1912 года. С тех пор свет на улицах городов стал гораздо ярче.

— Бывает, он даже слепит глаза. Да еще и в небо лупит так, что не видно звезд. Это называется световым загрязнением. Но фишка не в том, чтобы сделать ярко, а в том, чтобы выразить световым искусством уникальность конкретной городской локации в темное время суток.

Как вы думаете, свет станет осмысленнее?

— Меня очень радует тенденция последнего времени — воспринимать город как единый световой объект. Знаю, что в Питере ведется это направление — проектировать светом целые улицы. Мне ­безумно нравятся фонари на Малой Морской — с опорами, сияющими встроенным синим светом. Светильники напоминают о морской стихии, которая заключена в названии улицы. Это классно.


#подсветка #Ленобласть #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7259) от 21.09.2022 под заголовком «Ночь, улица, фонарь со смыслом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?