«Ночь света» вовлекает в игру: в Гатчинском парке стартовал фестиваль медиаискусства
Игра стала лейтмотивом нынешнего международного фестиваля светового и медиаискусства «Ночь света» (12+). С 28 по 30 августа в Гатчинском парке тему игры очень по‑разному представляют медиахудожники и светодизайнеры, архитекторы и инженеры. И предлагают зрителям стать соавторами, исследователями и игроками.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Среди темных аллей и на берегах озер появились более 50 авторских проектов. Интерактивные инсталляции, видео-арт, фиджитал-объекты, световые и аудиовизуальные перформансы позволяют увидеть исторический ландшафт парка иначе, чем обычно. Каждый год директор фестиваля «Ночь света» Ольга Аршанская придумывает для него новую тему. Почему в этом году возникла идея игры, она объяснила так: «Игра — универсальный способ взаимодействия человека с миром. Это максимально широкая тема, которая не ограничивает фантазию художников. Тем более что и Гатчинский парк был создан для отдыха, как игровая площадка для императорской семьи, где можно было весело и увлекательно проводить досуг. Так что тема игры органично вписывается в контекст музейного парка, при этом позволяет работать с современностью, поднимать философские вопросы и вовлекать людей в соучастие. Работы нынешнего года превращают зрителя в полноправного члена художественной команды фестиваля».
В Гатчинском дворце работает выставка «Портрет великого князя Александра Александровича»В эту команду вошли, например, хозяева старых деревянных лодок: они откликнулись на призыв организаторов фестиваля и предоставили свои побитые жизнью плавсредства для инсталляции «Ковчег» — одной из самых атмосферных точек ночного маршрута вдоль Белого озера. Да и вообще много игровых сценариев, когда искусство случается только при зрителе и невозможно без его участия. Обычные посетители могут влиять на видеоконтент, выбивая ковер, боксируя, выполняя задания в телеграм-боте. Или как в театральной игре «Волшебный фонарь» в Арсенальном каре Гатчинского дворца — быть в диалоге с императором Александром III. Он жил здесь, считал Гатчину своим домом, поэтому работа не про Александра-императора, а про частную жизнь Александра-человека, привязанного душой к конкретному месту.
Да и сама Гатчина обрела голос в инсталляции «Гатчинскiе словеса»: по парку разбросаны реплики, которые спокойно могли бы принадлежать этому городу, свидетелю и участнику многих ключевых событий. Кроме того, множество проектов нынешнего года вдохновлены Гатчиной. Она предстает живым действующим лицом с потрясающей историей — от древних болот до царской резиденции, от кораблей потешной флотилии до первого российского аэродрома, от потайного хода дворца до института ядерной физики. Игровая дополненная реальность тоже основана на дворцовых гатчинских легендах.
Читайте также:
В Северной столице запустили проект военно-патриотических экскурсий «Маршруты памяти»
Портал в Средневековье: как реконструкторы из разных стран состязались на фестивале в Выборге
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7980) от 28.08.2025 под заголовком ««Ночь света» вовлекает в игру».




Комментарии