Нижняя дача: перемена участи

Нижняя дача последнего российского императора Николая II и его семьи в петергофском парке «Александрия» будет воссоздана в прежних объемах. Причем в новую ткань здания «вживят» те подлинные фрагменты, которые уцелели после взрыва в 1961 году и оказались разбросанными вокруг – на суше и в воде Финского залива. Также будут использованы стекло и подсветка – сооружение станет своеобразным зданием-памятником, воспоминанием об ушедшем навсегда драматичном времени. О судьбе Нижней дачи шла речь на заседании коллегии Министерства культуры России под председательством Владимира Мединского. Заседали в Петергофе, в Белом зале Большого дворца, рядом с дворцовой церковью, где некогда крестили родившегося на Нижней даче цесаревича Алексея.

Нижняя дача: перемена участи | Так выглядела нижняя дача, когда в ней жила императорская семья.<br>ФОТО professionali.ru

Так выглядела нижняя дача, когда в ней жила императорская семья.
ФОТО professionali.ru

Дворец от автора «Крестов»

Нижняя дача была построена на берегу Финского залива, в самой восточной части парка «Александрия», по проекту Антония Томишко, который успешно проектировал общественные здания и тюрьмы, например, знаменитые «Кресты» и пересыльную тюрьму на набережной реки Монастырки. При Николае I на этом месте в «Александрии» располагалась башня морского телеграфа. Томишко создал свой единственный дворец – императорскую дачу тоже с башней. С Финского залива ее силуэт был той самой доминантой, которая показывала восточную границу императорской резиденции в Петергофе.

«Александрия» в отличие от помпезного представительского Нижнего парка с его фонтанами, старыми дворцами с позолотой и блеском была местом уединенным и семейным – личным парком, личными покоями императорской семьи. Николай I, назвав так эти земли в честь своей жены – императрицы Александры Федоровны, говаривал, что здесь он хотел бы быть «только мужем петергофской помещицы». Так тут появились неоготический дворец «Коттедж», Фермерский дворец для наследника Александра – будущего царя-реформатора с трагической судьбой, Капелла – единственная православная церковь в России, выстроенная по образу и подобию готических церквей Европы, многочисленные романтические колодцы, беседки, караульные домики. Нижняя дача появилась в самом дальнем уголке парка в 1885 году.

После революции дворцы Петергофа ждала перемена участи – они становились музеями, сначала в них валом валил народ – «посмотреть, как жили цари». В 1918 году дворцы посетил миллион человек, к 1925-му интерес угас – насмотрелись, да и другие заботы охватили граждан молодого советского государства. Дворцы становились «музеями дворянского быта», где о судьбах Романовых, собственно, и не говорилось ничего, демонстрировались вещи. У Нижней дачи стояли вагоны императорского поезда, в котором Николаем было подписано отречение от престола...

А потом была война, руины Петергофа и других пригородов, тяжкое и долгое восстановление. Как раз в годы, когда Петергоф возрождался, Нижнюю дачу, которая тоже пострадала, но все же сохранилась – там даже устроили дом отдыха НКВД, – решено было взорвать, что и сделали в 1961 году. С тех пор и до перестроечных лет этот уголок парка с краснокирпичной руиной приходил в запустение. И лишь в начале девяностых стали говорить о том, что здесь был императорский дом, родился цесаревич Алексей. Вадим Знаменов – ныне президент ГМЗ «Петергоф», а тогда петергофский директор, ежегодно приходил сюда в августе – в день рождения цесаревича. И это тоже стало традицией. Но руины стояли, разрушаясь все больше. Потом вокруг появился забор.

Когда решение что-то делать с дачей все же назрело, рассматривали три варианта – либо полное восстановление ансамбля, то есть, грубо говоря, «новодел» по сохранившимся чертежам, или, что для Петергофа нехарактерно, но абсолютно соответствует принятой в 1964 году «Венецианской хартии реставраторов», консервация руин. Либо третий вариант – восстановить утраченный объем всего здания, но вкрапить в него все подлинные фрагменты. На коллегии Министерства культуры был одобрен третий вариант. Но говорить, что он принят окончательно, пока рано. Мединский поручил рассмотреть проект на научно-методическом совете по культурному наследию Министерства культуры, а также рекомендовал петербургскому комитету по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) вынести этот вариант на общественное обсуждение.


Стройматериалы – со всей Европы

Цена вопроса вместе с воссозданием объема основного здания с вкраплениями в него подлинных фрагментов, а также расчистка и консервации подлинных фундаментов сопутствующих построек ансамбля Нижней дачи – служебного дома, караулки, кухни, ледника – 730 млн рублей. Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая надеется, что около 70% расходов будут из федеральной целевой программы, а остальное возьмет на себя сам музей-заповедник, его эндаумент-фонд и благотворители.

Как рассказала Елена Яковлевна, есть предварительное соглашение о возможном участии в проекте ООО «Газпром Трансгаз Петербург», которое полностью взяло на себя расходы по реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме. «Проект большой и многолетний, надеюсь, что работы начнутся к середине 2016 года и завершатся в 2025-м», – сообщила Елена Яковлевна. Александр Леонтьев – первый заместитель председателя петербургского КГИОП и бывший главный архитектор ГМЗ «Петергоф», считает, что для петербургской реставрационной школы и для Петергофа, который был заново возрожден из военных руин, проект Нижней дачи – передовой и прогрессивный, аналогов пока не имеющий.

Кстати, как рассказала Галина Медведева, заместитель главного архитектора «Центральных научно-проектных реставрационных мастерских» (Москва), Нижняя дача создавалась из строительных материалов со всей Европы – местными были только путиловская плита и петергофский кирпич с характерными клеймами. «На путиловской плите весь Петербург стоит», – говаривали в свое время, известняк из села Путилова Петербургской губернии – в основе многих зданий и храмов императорской столицы. Кроме отечественных материалов при строительстве Нижней дачи использовали финский гранит, силезский декоративный кирпич, бременский камень. Все эти фрагменты разбросаны мощным взрывом, часть оказалась в воде финского залива. После уничтожения Нижней дачи близлежащий берег укрепляли остатками ее стен...

«Именно в воде нашли осколок с росписью карниза – здание венчалось сложным карнизом с деревянными кронштейнами, – рассказала Галина Ефимовна. – И на фото было непонятно, что же там – на филенках между кронштейнами – изображено, на фрагменте оказалось, что там корона Российской империи». По словам Галины Медведевой, специалистам также удалось заглянуть под завал, где сохранился цокольный этаж, увидеть там внутренние объемы, фрагменты карнизов и росписи. Медведева считает, что необходима срочная консервация руин, иначе от них останется пыль, изучение всех найденных фрагментов – резных деталей из бременского камня, металлических украшений с фасадов и т. д.

Для служебного дома и кухни предлагается не только консервация фундаментов, но и создание защитных колпаков над ними, которые будут использоваться как музейные павильоны.

Что же собираются создать на Нижней даче? Полностью музеем последних Романовых она не станет – слишком мало сохранилось подлинных предметов оттуда, в Петергофе не видят смысла воссоздавать убранство интерьеров по аналогиям. Будет небольшая экспозиция, посвященная Николаю II и его семье, а также концертный и лекционный залы, новое выставочное пространство.

Елена Кальницкая напомнила, что ГМЗ «Петергоф» – обладатель еще одной грандиозной руины – дворца в Ропше. И здесь без помощи федеральных властей музею одному не справиться. Кальницкая попросила рассмотреть «ропшинский вопрос» на одной из ближайших коллегий Министерства культуры. Было решено, что к Ропше вернутся по мере готовности ее проекта в 2015 году.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5369) от 25.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...