Нижняя дача: перемена участи
Нижняя дача последнего российского императора Николая II и его семьи в петергофском парке «Александрия» будет воссоздана в прежних объемах. Причем в новую ткань здания «вживят» те подлинные фрагменты, которые уцелели после взрыва в 1961 году и оказались разбросанными вокруг – на суше и в воде Финского залива. Также будут использованы стекло и подсветка – сооружение станет своеобразным зданием-памятником, воспоминанием об ушедшем навсегда драматичном времени. О судьбе Нижней дачи шла речь на заседании коллегии Министерства культуры России под председательством Владимира Мединского. Заседали в Петергофе, в Белом зале Большого дворца, рядом с дворцовой церковью, где некогда крестили родившегося на Нижней даче цесаревича Алексея.

Так выглядела нижняя дача, когда в ней жила императорская семья.
ФОТО professionali.ru
Дворец от автора «Крестов»
Нижняя дача была построена на берегу Финского залива, в самой восточной части парка «Александрия», по проекту Антония Томишко, который успешно проектировал общественные здания и тюрьмы, например, знаменитые «Кресты» и пересыльную тюрьму на набережной реки Монастырки. При Николае I на этом месте в «Александрии» располагалась башня морского телеграфа. Томишко создал свой единственный дворец – императорскую дачу тоже с башней. С Финского залива ее силуэт был той самой доминантой, которая показывала восточную границу императорской резиденции в Петергофе.
«Александрия» в отличие от помпезного представительского Нижнего парка с его фонтанами, старыми дворцами с позолотой и блеском была местом уединенным и семейным – личным парком, личными покоями императорской семьи. Николай I, назвав так эти земли в честь своей жены – императрицы Александры Федоровны, говаривал, что здесь он хотел бы быть «только мужем петергофской помещицы». Так тут появились неоготический дворец «Коттедж», Фермерский дворец для наследника Александра – будущего царя-реформатора с трагической судьбой, Капелла – единственная православная церковь в России, выстроенная по образу и подобию готических церквей Европы, многочисленные романтические колодцы, беседки, караульные домики. Нижняя дача появилась в самом дальнем уголке парка в 1885 году.
После революции дворцы Петергофа ждала перемена участи – они становились музеями, сначала в них валом валил народ – «посмотреть, как жили цари». В 1918 году дворцы посетил миллион человек, к 1925-му интерес угас – насмотрелись, да и другие заботы охватили граждан молодого советского государства. Дворцы становились «музеями дворянского быта», где о судьбах Романовых, собственно, и не говорилось ничего, демонстрировались вещи. У Нижней дачи стояли вагоны императорского поезда, в котором Николаем было подписано отречение от престола...
А потом была война, руины Петергофа и других пригородов, тяжкое и долгое восстановление. Как раз в годы, когда Петергоф возрождался, Нижнюю дачу, которая тоже пострадала, но все же сохранилась – там даже устроили дом отдыха НКВД, – решено было взорвать, что и сделали в 1961 году. С тех пор и до перестроечных лет этот уголок парка с краснокирпичной руиной приходил в запустение. И лишь в начале девяностых стали говорить о том, что здесь был императорский дом, родился цесаревич Алексей. Вадим Знаменов – ныне президент ГМЗ «Петергоф», а тогда петергофский директор, ежегодно приходил сюда в августе – в день рождения цесаревича. И это тоже стало традицией. Но руины стояли, разрушаясь все больше. Потом вокруг появился забор.
Когда решение что-то делать с дачей все же назрело, рассматривали три варианта – либо полное восстановление ансамбля, то есть, грубо говоря, «новодел» по сохранившимся чертежам, или, что для Петергофа нехарактерно, но абсолютно соответствует принятой в 1964 году «Венецианской хартии реставраторов», консервация руин. Либо третий вариант – восстановить утраченный объем всего здания, но вкрапить в него все подлинные фрагменты. На коллегии Министерства культуры был одобрен третий вариант. Но говорить, что он принят окончательно, пока рано. Мединский поручил рассмотреть проект на научно-методическом совете по культурному наследию Министерства культуры, а также рекомендовал петербургскому комитету по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) вынести этот вариант на общественное обсуждение.
Стройматериалы – со всей Европы
Цена вопроса вместе с воссозданием объема основного здания с вкраплениями в него подлинных фрагментов, а также расчистка и консервации подлинных фундаментов сопутствующих построек ансамбля Нижней дачи – служебного дома, караулки, кухни, ледника – 730 млн рублей. Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая надеется, что около 70% расходов будут из федеральной целевой программы, а остальное возьмет на себя сам музей-заповедник, его эндаумент-фонд и благотворители.
Как рассказала Елена Яковлевна, есть предварительное соглашение о возможном участии в проекте ООО «Газпром Трансгаз Петербург», которое полностью взяло на себя расходы по реставрации Китайского дворца в Ораниенбауме. «Проект большой и многолетний, надеюсь, что работы начнутся к середине 2016 года и завершатся в 2025-м», – сообщила Елена Яковлевна. Александр Леонтьев – первый заместитель председателя петербургского КГИОП и бывший главный архитектор ГМЗ «Петергоф», считает, что для петербургской реставрационной школы и для Петергофа, который был заново возрожден из военных руин, проект Нижней дачи – передовой и прогрессивный, аналогов пока не имеющий.
Кстати, как рассказала Галина Медведева, заместитель главного архитектора «Центральных научно-проектных реставрационных мастерских» (Москва), Нижняя дача создавалась из строительных материалов со всей Европы – местными были только путиловская плита и петергофский кирпич с характерными клеймами. «На путиловской плите весь Петербург стоит», – говаривали в свое время, известняк из села Путилова Петербургской губернии – в основе многих зданий и храмов императорской столицы. Кроме отечественных материалов при строительстве Нижней дачи использовали финский гранит, силезский декоративный кирпич, бременский камень. Все эти фрагменты разбросаны мощным взрывом, часть оказалась в воде финского залива. После уничтожения Нижней дачи близлежащий берег укрепляли остатками ее стен...
«Именно в воде нашли осколок с росписью карниза – здание венчалось сложным карнизом с деревянными кронштейнами, – рассказала Галина Ефимовна. – И на фото было непонятно, что же там – на филенках между кронштейнами – изображено, на фрагменте оказалось, что там корона Российской империи». По словам Галины Медведевой, специалистам также удалось заглянуть под завал, где сохранился цокольный этаж, увидеть там внутренние объемы, фрагменты карнизов и росписи. Медведева считает, что необходима срочная консервация руин, иначе от них останется пыль, изучение всех найденных фрагментов – резных деталей из бременского камня, металлических украшений с фасадов и т. д.
Для служебного дома и кухни предлагается не только консервация фундаментов, но и создание защитных колпаков над ними, которые будут использоваться как музейные павильоны.
Что же собираются создать на Нижней даче? Полностью музеем последних Романовых она не станет – слишком мало сохранилось подлинных предметов оттуда, в Петергофе не видят смысла воссоздавать убранство интерьеров по аналогиям. Будет небольшая экспозиция, посвященная Николаю II и его семье, а также концертный и лекционный залы, новое выставочное пространство.
Елена Кальницкая напомнила, что ГМЗ «Петергоф» – обладатель еще одной грандиозной руины – дворца в Ропше. И здесь без помощи федеральных властей музею одному не справиться. Кальницкая попросила рассмотреть «ропшинский вопрос» на одной из ближайших коллегий Министерства культуры. Было решено, что к Ропше вернутся по мере готовности ее проекта в 2015 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5369) от 25.12.2014.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии