2Vtzqv4Hz9U

«Ничего лишнего». Чем интересен музей на территории Толстовского дома

Уже можно говорить о тенденции: жители старых домов, бывших доходных, стали гораздо больше, чем прежде, интересоваться историей места своего обитания. И даже создавать неформальные «домовые музеи». Сейчас такой процесс происходит в знаменитом доме Бака на Кирочной улице, а первопроходцем стал Толстовский дом, чьи фасады выходят на набережную Фонтанки и улицу Рубинштейна.

«Ничего лишнего». Чем интересен музей на территории Толстовского дома | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Толстовский дом –  яркий пример северного модерна, творение архитектора Федора Лидваля. Красивые проходные дворы (правда, сегодня закрытые на кодовые замки и доступные только для жильцов) хорошо знакомы горожанам в том числе и потому, что именно здесь когда-то снимали эпизоды фильма «Зимняя вишня».

В подвале одного из этих дворов и разместился музей истории дома. Его создание фактически стало семейным делом супругов Марины и Леонида Колотило, живущих в Толстовском доме уже тридцать лет.

–  Строго говоря, организатор всего этого музейно-просветительского начинания –  ТСЖ, а Марина –  его председатель, –  поясняет Леонид Григорьевич. –  У жителей в целом разные представления о том, как использовать подвалы, которые являются нашим общим имуществом. Что же касается этого помещения, то мнение было практически единодушным: сделать там музей, который расскажет о быте и жителях Толстовского дома.

...Мы спускаемся по узенькой лестнице в подвал. Чтобы привести его в порядок, потребовались полтора года. Помещение пришлось сначала осушить, вынести и вывезти столько мусора, что потребовалось несколько грузовиков. Помогали меценаты, живущие в Толстовском доме. Многие ради музея добровольно расставались с дорогими семейными реликвиями. К примеру, люстру подарил один из жителей дома, она ему досталось в подарок от Мариинского (в ту пору Кировского) театра. Одна из жительниц передала собранную ею коллекцию старинных швейных машинок.

Особенность экспозиции –  в ней только те предметы, которые бытовали в Толстовском доме. Ничего лишнего, никаких аналогий. Двери, ручки, метлахская плитка –  все подлинное... Многое находили на помойке, в том числе фрагменты витражей.

На остове дровяной кухонной печи, которую удалось раздобыть в одной из квартир, –  утюги, самовары, примусы.

–  Вот такие деревянные таблички с номером комнаты и местом, где мелом вписывали фамилию постояльцев, были в 9-м подъезде, где располагались меблированные комнаты –  своего рода гостиница или апартаменты, –  показывает Леонид Колотило. –  А с таким фонарем, который мы нашли на чердаке, ходил вечером и ночью сторож по нашему дому. На другом чердаке нашли ядро с железным кольцом: прикрепив к кольцу веревку, его бросал трубочист в дымоход для прочистки засоров.

Толстовский1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Довольно много обнаруживали в «закромах» предметов крестьянского быта –  это тоже следы бытования дома, когда сюда приезжали люди из деревни. Но, хотя после революции зданием стал распоряжаться профсоюз транспортных рабочих, а тот передал его секции грузчиков-крючников, Толстовский дом все равно оставался прибежищем интеллигенции. Как, впрочем, и до революции.

Кстати, многие интересуются, имел ли хозяин дома какое-то отношение к Льву Николаевичу? Да, Михаил Павлович Толстой был его родственником –  пятиюродным братом. Между ними была даже переписка, причем закончилась она довольно анекдотично.

Однажды Лев Николаевич написал своему родственнику гневное письмо, осуждая его за то, что тот отправил под суд крестьян за незаконную порубку леса в имении «Трубетчино» в Липецкой губернии. На что Михаил Павлович, не очень понимавший и не приветствовавший «непротивленческую» философию своего именитого кузена, вежливо ответил: мол, с удовольствием готов прислать этих крестьян к нему, пусть рубят лес в Ясной Поляне... Великий писатель, видимо, обиделся. Ответа не последовало...

–  Здесь мы начали формировать портретную галерею жителей Толстовского дома, –  Леонид Григорьевич ведет нас по залам музея. –  Четверо наших жителей –  Герои Социалистического Труда. В том числе Аркадий Райкин, он поселился здесь в 1922 году, жил в квартире своего двоюродного дяди. И хотя он прожил здесь всего один год, но в воспоминаниях уделил Толстовскому дому большое место. Вспоминает, что, когда вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь», местная детвора, подобно революционным матросам, штурмовавшим Зимний, забиралась на ворота Толстовского дома...

Народный артист России Эдуард Хиль тоже был обитателем Толстовского дома. Теперь его именем назван небольшой сквер по соседству. А в самом музее есть портрет с автографом певца.

Толстовский3_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 660-й квартире жил профессор Дмитрий Позднеев, родственник писателя Михаила Булгакова. Он был востоковедом, собирателем древних рукописей, консультантом. Голос профессора был неимоверно низким, порой переходящим в хрип. А один его глаз был фарфоровым –  последствие несчастного случая в детстве. По преданию, именно с Дмитрия Позднеева Булгаков написал образ литературного персонажа –  Воланда.

...В конце 1990-х годов, когда Марина Колотило еще училась в Академии художеств, руководителем ее курсовой работы стал мэтр истории архитектуры Андрей Пунин. Он предложил ей самой выбрать объект изучения. Зная неравнодушие Андрея Львовича к модерну, она спросила: «А про Толстовский дом можно?». «Конечно!» –  сразу же согласился профессор.

На защите один из преподавателей не без иронии спросил: «Вот вы пишете про Толстовский дом. А сами-то где живете?». «Там и живу»,–  немного растерявшись, ответила Марина. Нынче она является автором уже десятка книг, посвященных родному дому и его обитателям.

#музей #дом #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6958) от 05.07.2021 под заголовком «Воланд из Толстовского дома».


Комментарии