Независимый проект Руслана Кацагаджиева на сцене Театра поколений выпустил премьеру — спектакль «Ловец слов»
Спектакль (16+) поставлен о Владимире Дале, создателе знаменитого Толкового словаря, военном медике, человеке и легенде.
ФОТО Дмитрия ГИРЕВА
«Документальную трагикомедию, о бытии Владимира Даля повествующую» написала драматург Олеся Лихачева, а поставил режиссер Руслан Кацагаджиев. В спектакле заняты три артиста: Андрей Хитрин (в роли Даля), Дмитрий Гирев и Валерий Рутковский.
Сценическая площадка Театра поколений расположена на территории бывшего пивоваренного завода имени Степана Разина. Это помещение сохранило многие отличительные признаки производственного цеха: мощные бетонные стены, металлические конструкции, разделяющие пространство на два уровня. И создатели спектакля сумели обыграть все это, решив свою постановку в черно-белых тонах, лаконично и подчеркнуто просто. Верхний и нижний уровень они соединили диагональю лестницы. Больше почти никаких декораций нет, только белые драпировки.
Зрители входят в зал и видят, что действие уже началось. На верхнем уровне мечется, перебирая какие‑то записи, «безумный» и безымянный литератор. Как выяснится чуть позже, критик и рассказчик. Он что‑то читает у черной конторки (трибуны?), сминает и выбрасывает листы. Зеленая лампа — единственный цветной акцент — освещает его фигуру и лицо в странных темных очках.
На нижнем уровне появляются Владимир Даль и Ямщик. История начинается. Она складывается из текстов самого Даля и его современников, документов и писем, дополняется пословицами и фрагментами сказок. Это не последовательный рассказ, а подборка ярких фактов и эпизодов из биографии героя. Центральная тема — его главное дело, создание Толкового словаря живого великорусского языка. Личная жизнь и многое другое остается за кадром. Перед зрителем разыгрываются одна за одной сцены, забавные и грустные.
Вот Владимир Даль встречается с ямщиком, который сказывает ему сказку о курочке Рябе и очаровывает незнакомым выражением — «замолаживает». По одной из версий, позже выяснилось, что ямщик просто не выговаривал букву «р». Но есть и другая. «Замолаживает» означает — становится пасмурно, затягивает небо тучами. Так говорят в Новгородской губернии. К слову, Даля не раз упрекали в том, что некоторые слова для своего словаря он придумал сам, выступая не только как собиратель, но и как литератор. Так ли это, зрители «Ловца слов» не узнают наверняка.
Зато узнают о том, что, хотя Даль окончил Морской кадетский корпус, служить на флоте он не смог, ибо страдал сильнейшей морской болезнью. И о том, что создатель Толкового словаря был талантливым медиком, хирургом, участником Русско-турецкой войны. И, конечно, о первой встрече с Пушкиным, когда Даль подарил поэту свой сборник русских сказок, а тот ему — «Сказку о попе и о работнике его Балде».
Снова и снова артист Дмитрий Гирев перевоплощается в разных персонажей — случайных знакомцев и друзей Даля. А Валерий Рутковский дополняет зрелище комментариями и цитатами из всевозможных источников. В спектакле много живого юмора, то и дело звучат пословицы с поговорками, народные присловья, редкие словечки: «Не бойся дороги — были б кони здоровы», «Тише едешь — дальше будешь», «Чему быть, того не миновать», небозем, небоскат (это про горизонт), наголосок (он же резонанс)…
Однако главная смысловая линия построена последовательно и вполне серьезно. Даль из эпизода в эпизод собирает слова, которые материализуются в его руках. Сначала кажется, что эти кусочки бумаги — театральный снег (на снимке). Потом зрителям объясняют, что когда литератор систематизировал пословицы, то каждую из них переписывал дважды на узких полосках бумаги. И называл такие полоски «ремешками». Одну он вклеивал в будущий словарь для пояснения слов, другую — в сборник пословиц. В спектакле бумажные «ремешки» становятся символом собирательской деятельности героя. Он бережно складывает их сначала в медицинскую склянку, потом — в большие мешки. В итоге словарь, ради которого все затевалось, оказывается огромным, похожим не то на прижизненный памятник, не то на могильную плиту.
Создатели постановки проделали большую работу, выискивая нужные факты, источники, истории. В каком‑то смысле они последовали примеру Владимира Даля, тоже став собирателями, ловцами слов, историй. Так получился спектакль, грустный и смешной, о предназначении человека, его силе и слабости, о его почти безграничных возможностях и трудных дорогах.
Читайте также:
Детский музыкальный театр «Карамболь» представил новый мюзикл «Маленький принц»
ТЮЗ им. А. А. Брянцева открыл свой 103‑й сезон премьерой — «Маскарадом» Лермонтова
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7757) от 26.09.2024 под заголовком «Не бойся дороги».
Комментарии