Незабытые реки

В Большом зале Филармонии прошел единственный концерт Вашингтонского национального симфонического оркестра под управлением Кристофа Эшенбаха. Он состоялся в рамках программы VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, посвященного 90-летию со дня рождения всемирно известного виолончелиста и дирижера.

Незабытые реки  | ФОТО Александра ГАЙДУКА

ФОТО Александра ГАЙДУКА

Ольга Ростропович, старшая дочь легендарной четы Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, организовала фестиваль в память о любимом отце. Она хотела делать этот форум таким, как если бы отец был жив. А это значит - собирать самые лучшие симфонические оркестры мира с выдающимися дирижерами и музыкантами, в том числе виолончелистами. Причем собирать их не только в столице, но и в Петербурге - городе, который играл в биографии обоих музыкантов судьбоносную роль. К сожалению, нам перепадает лишь один концерт против пяти московских в этом году.

Фестиваль, к слову, открывал симфонический оркестр петербургской Филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова, прекрасно знавшего знаменитого виолончелиста. Тщательнейший отбор далеко не случайных участников и произведений на фестивале из года в год словно позволяет листать страницы биографии Ростроповича, вписывая в нее все новые вводные. Так, Вашингтонский национальный симфонический оркестр появился здесь потому, что Мстислав Леопольдович был его бессменным главным дирижером с 1977 по 1994 годы. С именем музыканта связан период небывалого расцвета этого оркестра и роста его мирового признания.

В Петербурге оркестр исполнил три разножанровых сочинения. Самая ничем, казалось бы, не связанная с именем Ростроповича пьеса - «Старые и забытые реки» современного композитора Тобиаса Пиккера - своим названием выдавала мемориальную природу. В ее зыбкой, текучей, гулкой фактуре, неспешном, то и дело застывавшем движении, и в самом деле напоминавшем течение глубоких подземных вод, слышалась светлая печаль и особая мудрость памяти. Маэстро Кристоф Эшенбах (нынешний главный дирижер этого оркестра) со свойственной ему тягой к медитативности «купался» в этих водах, давая почувствовать слушателям их прохладу.

В Концерте для виолончели с оркестром ми минор британца Эдварда Элгара солисткой выступила Алиса Вайлерштайн. Выпускнице программы для юных артистов Кливлендского музыкального института, а также Колумбийского университета в Нью-Йорке, защитившей там дипломную работу на тему «История России», не довелось в силу молодости быть ученицей Ростроповича. Но плотностью, одухотворенностью своего звука, пронзительной кантиленой и интенсивностью переживаний она демонстрировала верность традиции великого русского виолончелиста. Ее сыгранная на бис сарабанда Баха стала приношением маэстро Славе.

Но кульминацией вечера стала Восьмая симфония Шостаковича. Если в двух предыдущих произведениях подлинные силы оркестра словно бы дремали, оставались в тени, то симфония Шостаковича вместе с титаническим усилием Эшенбаха дала им развернуться во всю мощь. Они открыли эту музыку как книгу совести и памяти, от которой стало страшно. Написанная и исполненная в 1943 году симфония в до миноре - тональности, издавна овеянной трагическим ореолом, наделенной семантикой трагедии и мучительных попыток ее преодоления, звучала у Вашингтонского оркестра с таким запалом, с каким задумывалась в кипящем от боли и гнева сознании композитора. Бесконечно длившуюся первую часть, приблизительно равную по времени четырем остальным, Эшенбах осмысливал как эпический взгляд на трагедию бытия.

Неизбежно вспоминался Евгений Мравинский, образ которого немецкий дирижер словно возвращал на этот пьедестал. Можно лишь догадываться, какое пугающее воздействие оказала эта симфония-глыба в момент своего появления. Эшенбах доводил кульминации до предельных звуковых полярностей - от шепчущего пианиссимо до атомных взрывов на фортиссимо. Не останавливаемой машиной тотального истребления всего живого представил он токкату третьей части. А коду финала Эшенбах вслед за Шостаковичем увел в иное измерение - не в те ли «старые и забытые реки», где уже ничего и никому не страшно?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...