Незабытые реки

В Большом зале Филармонии прошел единственный концерт Вашингтонского национального симфонического оркестра под управлением Кристофа Эшенбаха. Он состоялся в рамках программы VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, посвященного 90-летию со дня рождения всемирно известного виолончелиста и дирижера.

Незабытые реки  | ФОТО Александра ГАЙДУКА

ФОТО Александра ГАЙДУКА

Ольга Ростропович, старшая дочь легендарной четы Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, организовала фестиваль в память о любимом отце. Она хотела делать этот форум таким, как если бы отец был жив. А это значит - собирать самые лучшие симфонические оркестры мира с выдающимися дирижерами и музыкантами, в том числе виолончелистами. Причем собирать их не только в столице, но и в Петербурге - городе, который играл в биографии обоих музыкантов судьбоносную роль. К сожалению, нам перепадает лишь один концерт против пяти московских в этом году.

Фестиваль, к слову, открывал симфонический оркестр петербургской Филармонии под управлением маэстро Юрия Темирканова, прекрасно знавшего знаменитого виолончелиста. Тщательнейший отбор далеко не случайных участников и произведений на фестивале из года в год словно позволяет листать страницы биографии Ростроповича, вписывая в нее все новые вводные. Так, Вашингтонский национальный симфонический оркестр появился здесь потому, что Мстислав Леопольдович был его бессменным главным дирижером с 1977 по 1994 годы. С именем музыканта связан период небывалого расцвета этого оркестра и роста его мирового признания.

В Петербурге оркестр исполнил три разножанровых сочинения. Самая ничем, казалось бы, не связанная с именем Ростроповича пьеса - «Старые и забытые реки» современного композитора Тобиаса Пиккера - своим названием выдавала мемориальную природу. В ее зыбкой, текучей, гулкой фактуре, неспешном, то и дело застывавшем движении, и в самом деле напоминавшем течение глубоких подземных вод, слышалась светлая печаль и особая мудрость памяти. Маэстро Кристоф Эшенбах (нынешний главный дирижер этого оркестра) со свойственной ему тягой к медитативности «купался» в этих водах, давая почувствовать слушателям их прохладу.

В Концерте для виолончели с оркестром ми минор британца Эдварда Элгара солисткой выступила Алиса Вайлерштайн. Выпускнице программы для юных артистов Кливлендского музыкального института, а также Колумбийского университета в Нью-Йорке, защитившей там дипломную работу на тему «История России», не довелось в силу молодости быть ученицей Ростроповича. Но плотностью, одухотворенностью своего звука, пронзительной кантиленой и интенсивностью переживаний она демонстрировала верность традиции великого русского виолончелиста. Ее сыгранная на бис сарабанда Баха стала приношением маэстро Славе.

Но кульминацией вечера стала Восьмая симфония Шостаковича. Если в двух предыдущих произведениях подлинные силы оркестра словно бы дремали, оставались в тени, то симфония Шостаковича вместе с титаническим усилием Эшенбаха дала им развернуться во всю мощь. Они открыли эту музыку как книгу совести и памяти, от которой стало страшно. Написанная и исполненная в 1943 году симфония в до миноре - тональности, издавна овеянной трагическим ореолом, наделенной семантикой трагедии и мучительных попыток ее преодоления, звучала у Вашингтонского оркестра с таким запалом, с каким задумывалась в кипящем от боли и гнева сознании композитора. Бесконечно длившуюся первую часть, приблизительно равную по времени четырем остальным, Эшенбах осмысливал как эпический взгляд на трагедию бытия.

Неизбежно вспоминался Евгений Мравинский, образ которого немецкий дирижер словно возвращал на этот пьедестал. Можно лишь догадываться, какое пугающее воздействие оказала эта симфония-глыба в момент своего появления. Эшенбах доводил кульминации до предельных звуковых полярностей - от шепчущего пианиссимо до атомных взрывов на фортиссимо. Не останавливаемой машиной тотального истребления всего живого представил он токкату третьей части. А коду финала Эшенбах вслед за Шостаковичем увел в иное измерение - не в те ли «старые и забытые реки», где уже ничего и никому не страшно?

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.