Невыдуманная сказка. На киноэкраны вышла новая спортивная картина «Больше чем футбол»
Речь в фильме (12+) о нашей сборной образца ее затянувшихся невыходов из группы на главных турнирах, то есть начиная где‑то с 2012 года, причем команда придумана «собирательная» по ее выступлениям разных лет.
Стоп-кадр из фильма «Больше чем футбол»
По ходу экранного повествования быстро становится ясно, что режиссер-дебютант Виктор Демент (он же автор сценария фильма, причем с большим стажем) рьяный фанат игры № 1. Это хорошо просматривается по деталям, вызывающим у болельщиков из числа зрителей определенные ассоциации. Старшее поколение невольно вернется в 1966 год к памятному полуфиналу мирового чемпионата СССР — ФРГ, те, кто помоложе, неминуемо вспомнят четвертьфинал ЧЕ-2008 Россия — Голландия.
И режиссерско-сценарный ход со сборной, составленной из кусочков прошлых лет, сработал на все сто. Зрителям понравилась несложная угадайка, что изрядно поспособствовало сохранению внимания на протяжении всего сеанса. Ведь кому не хочется подскочить в кресле, распознав намек. А те, кто был не в курсе старых футбольных скандалов, просто отводили душу, глядя на неудачи и злоключения горе-миллионеров от футбола.
К середине фильма проявил себя главный плюс. Рискованный шаг с превращением национальный команды в самое что ни на есть сборище нарушителей дисциплины окупился сторицей. Наверное, плохие парни способны на большее, чем нам кажется. Главное, чтобы они побеждали, а перевоспитание придет — можете быть уверены. Это же кино, а не реальное футбольное поле.
Под стать этому футбольному «штрафбату» оказался и его командир в исполнении Ивана Охлобыстина (на снимке), чей герой тоже соткан из кусочков. Правда, не бывших наставников нашей сборной, а тренеров клубных команд. В этом персонаже четко просматривались легендарные Валерий «Борман» Овчинников, Игорь Гамула, Анатолий Байдачный и другие. Сам же Охлобыстин говорит о своем герое следующее: «Мне очень понятно качество моего персонажа, что у него футбол — это экзистенциальный вопрос. Он должен его решить, и в какой‑то момент он делает это даже вопреки морально-нравственным эталонам, но тем не менее добивается своего и совокупно с работой всех остальных на поле приносит добро». Вот и ответ тем, кто посчитает появление на экране такого тренера сборной России оскорбительным и несовместимым с реальной действительностью. Забыв при этом, что посмотрел футбольную сказку.
До премьеры много говорилось о том, что режиссер Демент был вдохновлен уникальным опытом сборной Дании 1992 года, неожиданно приглашенной на чемпионат Европы вместо отстраненной от него Югославии и выигравшей тот турнир. Казалось, что нас ожидает простая рокировка, однако данной аналогии была уделена лишь минута-другая экранного времени. Дело оказалось куда интереснее. Оказывается, в основу сценария была положена история капитана той датской сборной Кима Вильфорта, который разрывался между больницей, где лежала его семилетняя дочь Лин, и футбольным полем. Но если в датском кино, часто использовавшем этот сюжет, все преподносилось как серьезная драма, то у нас были добавлены новые детали, использовали юмор и привнесли неожиданные повороты, что избавило происходящее в обвинениях о «сентиментальных подпорках», приставленных к футбольному сюжету. Да, тема борьбы за жизнь ребенка использовалась в спортивном кино множество раз, но, если сделать это умеючи, можно и поаплодировать.
Не стану выделять кого‑то из актеров, поскольку все они отлично справились со своими заданиями. Серьезным футбольным опытом располагал лишь Виталий Дьяков, хорошо известный по выступлениям за «Ростов» и московское «Динамо», но ему потребовалось в срочном режиме освоить профессию актера. Остальным же артистам пришлось изрядно потрудиться в течение трех месяцев под руководством опытного тренера «Торпедо» Владимира Белоусова. В итоге все футбольные приемы актеры выполняли без дублеров, включая точные удары, передачи, навесы и дриблинг. Да еще так, что их можно было принять за игроков сборной России. Отдельная похвала здесь опытному оператору Руслану Герасименкову.
Но и чиновники от футбола вышли на славу. Создатели фильма отказались от привычных карикатурных персонажей, что также стало одним из достоинств картины. Роль одного из функционеров федерации исполнил Роман Мадянов, это была одна из последних работ в кино выдающегося артиста. Стадионы, показанные в фильме, стали продолжением игры со зрителем. Только теперь это была «узнавайка». В числе основных локаций оказались арены московских «Динамо», «Локомотива», а также олимпийская база в Новогорске и другие спортсооружения.
Режиссер Демент рассчитывает, что его фильм не только для болельщиков, но и для любителей доброго семейного кино. Возможно, это и так, но в памяти сразу всплывает известный режиссерский рефрен. Ведь все до одного создатели футбольных фильмов уверяют перед премьерой, что их картина не о мужчинах в трусах, а о любви. Но только из этого не всегда получаются футбольные кинохиты.
Читайте также:
Её прекрасное мгновение. На киноэкраны вышел фильм «Диодорова. Против течения»
Не гонки, а катание. На киноэкраны вышел фильм «Жига. На полной скорости»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7930) от 19.06.2025 под заголовком «Невыдуманная футбольная сказка».
Комментарии